Григорьева Ольга
Консультация для родителей «Роль эмоционального интеллекта в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Роль эмоционального интеллекта в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи»
В современном обществе наиболее остро встает проблема взаимосвязи чувств и разума, эмоционального и рационального в человеке.
Публикация «Консультация для родителей „Роль эмоционального интеллекта в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Эмоциональный интеллект – это способность выражать свои эмоции и управлять ими, а также понимать эмоции, чувства, намерения и желания других людей. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Личность представляет собой сложную структуру единства интеллектуальной, эмоциональной и волевой (поведенческой) сферы человека, которые объединяются самосознанием. Нарушение в развитии одного из перечисленных звеньев становится причиной дисгармоничного развития личности в целом.
Эмоциональная сфера человека развивается на протяжении всей жизни, но фундаментом в формировании подавляющего большинства эмоций является дошкольный возраст. Это позволяет утверждать о неоспоримой актуальности развития эмоционального интеллекта в этот период.
Особенность эмоционального развития в дошкольном возрасте заключается в освоении ребенком социальных норм выражения чувств. Влияние эмоций в деятельности трансформируется, появляется эмоциональное предвосхищение. Чувства носят более осознанный, произвольный, внеситуативный характер. Развиваются высшие чувства : нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Многие дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью эмоциональной сферы, которое может вызвать системное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребёнка.
Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка с тяжелым недоразвитием речи наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного нарушения.
Индивидуальность развития эмоциональной сферы ребёнка с ТНР состоит в ее незрелости и обусловлено особенностями развития его потреб-ностей, мотивов. Это тормозит развитие высших чувств.
Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражи-тельность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неуси-дчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от дошкольника без речевой патологии, у ребёнка с тяжелыми нарушениями речи, испытывает трудности в формировании социальных чувств, из-за сложности с коммуникацией.
Ребенку с тяжелыми нарушениями речи присуще нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контакта с ними. Они легко переключаются с одного переживания на другое, при этом легко внушаемы и часто следуют за другими детьми.
Такие дети часто демонстрируют неадекватные воздействиям эмоции и чувства. Среди эмоций детей нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на все виды его деятельности.
Таким образом, большинство детей с ТНР имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей, недостаточный уровень самоконтроля эмоций. Сложность понимать и дифференцировать эмоции ведет за собой проблемы в коммуникативной сфере и как следствие к нарушению процессов адаптации. В тоже время специальные исследования отечественных ученых, свидетельствуют о том, что психическое здоровье ребенка определяется его эмоциональным благополучием.
Исходя их этого, можно утверждать, что развитие эмоционального интеллекта имеет несомненное значение в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи, существенную роль в развитии и воспитании личности в целом, и способствует более успешной коррекции речевого нарушения.