Анна Дьяченко
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей 3–4 лет посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей 3–4 лет посредством дидактических игр».
Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых - накопление разнообразного сенсорного опыта.
Публикация «Консультация для родителей „Сенсорное развитие детей 3–4 лет посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее (К. Д. Ушинский). Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития; развивает наблюдательность;
- является основой для развития воображения; развивает внимание; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Многие дидактические игры учат детей находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Теме игры и её влияния на развитие ребенка дошкольника посвящены многие исследования. (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Б. Г. Ананьев, Д. Б. Эльконин и др.). Педагоги создают целые системы дидактических игр (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова и др).
Использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит в организации игры, и разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. М. Монтессори для обучающих игр – занятий создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е. И. Тихеева в своих трудах отмечает, что эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей напрямую зависит от интересов ребенка.
Основная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но для играющих детей воспитательно–образовательное значение дидактической игры реализуется через игровые задачи и действия, правила.
Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Но, если участник дидактической игры не овладевает знаниями, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Мир в цвете» каждый играющий должен поместить на игровом поле игрушки и предметы определенного цвета. Успешное выполнение игровых действий позволяет выявить педагогу, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы.
Дидактическая игра имеет определенную структуру.
Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры :
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок противопоставлять нельзя. Самое главное - этодидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие - и педагог становится на путь прямого обучения.
Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребёнка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приёмов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр :
1) функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
2) функция формирования психических новообразований;
3) функция формирования собственно учебной деятельности;
4) функции формирования навыков учебной и самостоятельной работы;
5) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
6) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Распространенной является классификация дидактических игр по характеру материала, согласно которой выделяют:
1. Игры с предметами. В таких играх используют дидактические игрушки (мозаику, кубики, реальные предметы, разнообразный природный материал (листья, плоды, семена).Распространены они в народной педагогике, которая, учитывая потребность ребенка в познании предметов, создала: сюжетные (куклы, предметы быта, овощи и т. д.) и бессюжетные (шары, цилиндры, пирамидки и др.) дидактические материалы.
2. Настольно-печатные игры. Они предусматривают действия не с предметами, а с их изображениями. Чаще всего они ориентированы на решение таких игровых задач:
- отбор картинок по сходству (некоторые виды лото, парные картинки,
- отбор карточек-картинок во время очередного хода (домино,
- составление целого из частей (разрезные картинки, кубики) и др.
Благодаря таким действиям дети уточняют свои представления, систематизируют знания об окружающем мире, развивают мыслительные процессы и операции, пространственные ориентации, смекалку, внимание, формируют организаторские умения.
3. Словесные игры. Они являются самыми сложными, поскольку заставляют детей оперировать представлениями, мыслить о вещах, с которыми в данное время они не действуют, использовать приобретенные знания в новых ситуациях и связях.
В младшем дошкольном возрасте эти игры направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словарного запаса, формирование умения считать, ориентироваться в пространстве.