Приложение МААМ

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Мухина Марина
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: — дать необходимую информацию о сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста, и о его значимости;

Публикация «Консультация для родителей „Сенсорное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах

Сенсорное восприятие (lat. «sensus» — чувство, ощущение) – всестороннее взаимодействие ребенка с предметами и их свойствами на основе органов чувств, то есть это чувственное познание мира.

Сенсорика — это способность ощущать внешнее воздействие и раздражители. Данное понятие включает в себя большое разнообразие ощущений. Важность чувственного восприятия подтверждается тем, что оно ставится на один уровень вместе с умственным развитием.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе.

Сенсорное воспитание должно проходить в процессе разных видов деятельности, в том числе через дидактические игры. Так же готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры — приоритетное направление в деятельности на дошкольных занятиях, показывает высокую результативность.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.

В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

Сенсорные ощущения могут быть разными:

• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда;

• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов;

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира.

Задача взрослого – расширить и углубить естественные для возраста ребенка стороны развития. И сделать это можно различными способами.

Один из них — это игра. Ведь игра-это ведущий вид деятельности маленького человека, главный источник развития. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно просто поиграть. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель познание мира, остается неизменной.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность ребенка;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает его внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Задачи занятий

Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:

- учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;

- формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;

- учит исследовать окружающий мир; формирует систему сенсорных шаблонов;

- учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации.

Пример дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет

«Домик для пуговки»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.

Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету.

Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.

«Цветное поле»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор, в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.

Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.

«Воздушные шарики»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета, несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.

Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.

«Что это за фигура»

Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг (картонный квадрат, треугольник и круг.)

Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.

«Монетки»

Цель: закрепить знания о круге, научить определять размер предметов на глаз. бумажные стаканчики с отверстиями на дне, монетки разной величины.

Ход: вначале преподаватель вырезает на дне каждого стаканчика круг, который бы соответствовал одной монетке. Ребенок соотносит предметы с подготовленными отверстиями. Воспитатель следит, чтобы меньшие монеты не помещались в большие отверстия. Соотносить можно и другие формы.

«Золушка»

Цель: развитие мелкой моторики рук. разные крупы (рис, гречка, горох).

Ход: на тарелку высыпается небольшое количество всех круп, а дети должны рассортировать их по стаканчикам на скорость.

Дидактическая игра «Собери яблоки».

Цель: учить группировать предметы по цвету.

Дидактическая игра «Собери урожай».

Цель: учить группировать предметы (помидорчики и огурчики) по величине. Задача: Предложить ребенку собрать овощи малой величины в маленькую корзинку, а большие – в большую.

Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам».

Цель: Учить группировать предметы по двум признакам: цвету и величине. Задача: Предложить ребенку подобрать к блюдцам нужные чашки по цвету и величине.

Дидактическая игра "Веселые ежики"

Цель: Учить группировать предметы по двум признакам: цвету и величине. Задача: Предложить ребенку подобрать к ежикам прищепки одинаковые по цвету и пирамидки по величине.

При развитии слуховых ощущений, очень важно показать детям, что любой предмет может издавать звук, даже тело ребенка может “звучать”. Эту истину помогут освоить хлопки в ладоши, по коленям, по животу …С целью повышения мотивации можно создать отдельный ансамбль шумовых инструментов. Шумовые музыкальные инструменты своими руками сделать не сложно. Музыкальные игрушки очень интересны и полезны детям, они помогут развитию слуха, внимания, моторики пальцев. В качестве «шумелок» можно использовать любые емкости: коробочки, баночки. Емкость заполняется на одну треть крупами или другими материалами, которые могут издавать шум при ударе о стенки емкости.

Дидактические игры «Узнай на вкус и запах»

Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

Дидактическая задача: Учить определять названия запахов, устанавливать отношения между предметом и запахом. Работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, т. е. восприятие запаха. Игровые правила. Не глядя на овощ (завязать глаза, определять его вкус, по запаху; правильно называть вкус словом, отгадать по запаху что за овощ и фрукт терпеливо ждать, когда будет дан овощ или фрукт для пробы.

"Ищем пару" Оклеиваем картонные пластинки разными материалами: бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. На ощупь ребенку нужно с закрытыми глазами найти пары одинаковых пластинок.

"Что внутри шариков?" Наполняем несколько воздушных шариков разными наполнителями: вода, песок, мука с водой, горох, фасоль, различные крупы: манка, рис, гречка и др. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенку нужно на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

"Волшебный мешочек" В непрозрачный мешочек кладем предметы разной формы, величины и фактуры – игрушки, кубики, пластмассовые буквы и цифры. Предлагаем ребенку не заглядывая в мешочек, на ощупь, найти нужный предмет.

“Тактильный мешочек” развивающая игра для детей 3-6 лет.

В основе этой игры лежит всем известная игра “Волшебный мешочек”, только правила немного усложнены: необходимо искать предметы не по форме а по текстуре.

"Платья для куклы" Предлагаем ребенку трех кукол в разных платьях - шерстяном, шелковом, вязаном. Пусть поочередно рассмотрит и пощупает платье на каждой кукле. Потом платья снимают и кладут в мешочек. Нужно в мешке на ощупь отыскать нужное платье и надеть на куклу.

"Предметы под салфеткой" Раскладываем на столе небольшие игрушки или предметы: погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., накройте их сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Предлагаем ребенку через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их. Одинаковые крышечки из под сока или пластиковых бутылок, картон, тактильный материал: наждачная бумага, ковролин, разная ткань (вельвет, кожа, джинсовая ткань, гобелен, мех).

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель МКДОУ ДС №14 «Колокольчик» Г. А. Некрасова.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей»Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей» Консультация для родителей «Сенсорное развитие ребенка» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Отчет по самообразованию тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры». Целью нашей работы по.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Опубликовано: 26 сентября 2022 в 14:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Мухина Марина (УИ 1867468) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД