Папки-передвижки

Консультация для родителей «Трудный звук»

Светлана Анатольевна Стадник
Консультация для родителей «Трудный звук»

Каждый ребенок уникален и развивается своими темпами. Уровень развития речи у детей одного возраста может быть разным. Повлиять на темпы развития речи могут и болезнь, и стресс, и недостаток общения с окружающими взрослыми и детьми, и двуязычие в семье.

Звуки, появляющиеся в речи ребенка, разные по сложности овладения ими. Один ребенок в 3 года только начинает понятно говорить, а другой - уже разговаривает развернутыми фразами, да еще и «рычит». Вот о звуке [Р] и поговорим.

Существует несколько заблуждений, касающихся этого действительно самого трудного в произношении звука.

Публикация «Консультация для родителей „Трудный звук“» размещена в разделах

Заблуждение первое: ничего страшного в том, что мой ребенок произносит звук [Р] не так, как нужно, нет.

Правильным в русском языке считается произношение звука [Р] путем вибрации языка за верхними зубами. Все остальные варианты произношения считаются дефектными.

Какие самые распространенные дефекты звука [Р]? Самый часто встречающиеся - горловое произношение, когда вибрирует мягкое нёбо; либо ребенок заменяет звук [Р] на звук [Л] («лакета», а не «ракета»).

Ребенок старшей группы осознает, что он неправильно произносит звук (критичность к речи, что его не всегда будут понимать и это может вызывать некоторые трудности в общении.

Если же у вашего ребенка звук [Р] заменяется звуком [Л], это обязательно вызовет сложности в чтении и понимании им слов с этим звуком, а затем и в их написании («Что слышу, то и пишу»).

Наконец, ряд профессий (учитель, логопед, диктор, да и само понятие культурного человека требуют нормированного произношения человеком всех звуков родного языка.

Заблуждение второе: основная причина неверного произношения звука - это короткая подъязычная уздечка.

Короткая уздечка – малая врожденная аномалия челюстно-лицевой области, заключающаяся в укорочении связки, соединяющей язык с дном ротовой полости, и ограничении подвижности языка. Явление это довольно редкое (1 случай на 1000 новорожденных). Короткая уздечка языка может вызывать у ребенка хроническую травму тканей периодонта, функциональные нарушения (трудности сосания, глотания, речеобразования). Диагностикой и лечением патологии уздечки языка и ее последствий могут заниматься различные детские специалисты: неонатолог, педиатр, детский хирург, детский стоматолог, детский ортодонт, детский отоларинголог, логопед.

Чаще же встречается нерастянутая уздечка. Так как уздечка эластична, то с помощью ряда упражнений («Грибок», «Гармошка») она благополучно растягивается, после чего продолжается постановка звука [Р].

Заблуждение третье: дефектное произношение звука [Р] передается по наследству, а, значит, исправлению не подлежит.

Надо отметить, что предрасположенность к дефектному произношению [Р] действительно существует, но останется у ребенка этот дефект или нет - это зависит только от успешности проводимой коррекции.

Но есть один нюанс: заниматься постановкой, а затем и автоматизацией звука [Р] может только родитель, сам правильно произносящий этот звук.

Заблуждение четвертое: ничего специально делать не надо, а правильный звук в дальнейшем появится у ребенка сам.

Это утверждение верно лишь отчасти. У небольшого количества детей к 7 годам укрепляются мышцы языка, развивается сила выдоха, что приводит к появлению нужного звука [Р] в речи. Большинство же дошкольников и младших школьников с дефектным [Р] обязательно нуждаются в помощи логопеда.

К сведению: логопед школы не всегда зачисляет на свой логопункт таких детей, т. к. его логопункт бывает уже наполнен детьми с более серьезными нарушениями речи.

Заблуждение пятое: достаточно того, что сам логопед выполняет с ребенком упражнения по постановке [Р], а помощь родителей необязательна.

Это стопроцентное заблуждение. Только ежедневное выполнение артикуляционных упражнений по 2- 3 раза в день укрепит мышцы языка, увеличит подвижность кончика языка, увеличит силу выдоха - и тогда количество перейдет в качество. Запаситесь терпением, настойчивостью и верой в успех. Хвалите ребенка за старание, помогайте при затруднении.

Заблуждение шестое: звук [Р] удалось поставить, а, значит, он самостоятельно войдет в речь ребенка.

И это неверно. Неправильно произносимый звук [Р] (да и любой другой звук) - это устойчивый условный рефлекс. Взамен ему нужно сформировать новый условный рефлекс - нормированное произношение [Р] - и вытеснить старый рефлекс из речи ребенка. Начинается автоматизация звука [Р]. Этот процесс длительный - от 1 до 3 и более месяцев.

На этом этапе работа ведется логопедом поэтапно: от произношения звука [Р] в начале слов до произношения слов с [Р] в середине слов в соседстве с другими согласными звуками. Сначала ребенок произносит слоги, затем - слова с этими слогами, а затем и предложения с такими словами.

В заключении хочется сказать, что главное условие успешной автоматизации звука [Р] - это постоянный (каждодневный, ежечасный) контроль взрослых (в первую очередь родителей) за правильным произношением ребенком тех слов, в которых ему удается верно произносить [Р]. На основе этого контроля затем будет формироваться такой важный собственный контроль ребенка. Здесь можно применять систему поощрений. Исправить ошибку можно по-разному: попросить ребенка самого исправиться, сказать, что вы не поняли это слово, самому правильно произнести слово и попросить повторить его. Главное - не проявлять безразличие.

Речь человека - это его визитная карточка. Правильная речь - это заслуга не только логопеда и ребёнка, а ещё и родителей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Азбука для родителей. Учим ребенка правилам безопасности» «Азбука для родителей» (учим ребенка правилам безопасности) Адрес и номер телефона учите с ребенком с самого раннего возраста. Будьте.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Трудный звук — ты мой друг» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы Тема: «Трудный звук – ты мой друг».

Консультация для родителей и педагогов: «Трудный Звук — Ты Наш Друг»Консультация для родителей и педагогов: «Трудный Звук — Ты Наш Друг» " Учиться - значит открывать то, что ты уже знаешь. Делать - значит демонстрировать, что ты знаешь то, что делаешь" Бах Ричард. Чтобы.

Консультация для родителей «Учись, играя. Добрые советы для родителей» Ребенок в возрасте 6-7лет физиологически готов к развивающему обучению. Именно в этом возрасте у ребенка появляется желание и интерес к.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Звук [Ы] и буква Ы» Тема № 8. Звук и буква Ы Коррекционно-развивающие задачи. 1. Уточнить с ребенком последовательность элементов автоматизиро-ванных речевых.

Презентация к индивидуальному занятию «Трудный звук — ты наш друг!» Индивидуальное занятие на тему:”Трудный звук – ты наш друг!” Задачи: а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать.

Речевые игры для детей и их родителей старшего дошкольного возраста. Консультация для родителейРечевые игры для детей и их родителей старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей Каждая мамочка, бабушка, папа мечтают, чтобы их ребёнок как можно раньше овладел необходимым для человечества дарам – это речью. Очень важно,.

Консультация для родителей «Трудный возраст» Мы, взрослые, почему то считаем, что поколение детей, которым сейчас уже есть пятнадцать лет, совершенно не управляемые дети. Но мы ошибаемся.

Трудный подросток — какой он? Трудный подросток - какой он? Понятие “трудный” – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Трудный звук»
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 12:41
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД