Мария Суродькина
Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев. Роль развития мелкой моторики»
Уже много лет назад рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Чем выше двигательная активность пальцев ребенка, тем лучше развивается его речь. У человека существует не только зрительная и слуховая память, которая помогает запоминать, потрогав что-либо движением. Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Английский психолог Д. Селли и психиатр В. М. Бехтерев придавали очень большое значение «созидательной работе руки» для развития мышления и речи детей. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и мелкой моторики. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Развитие функций речи и руки идет параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов: все последующее совершенствование речевых реакций в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев. В левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной – сенсорная речевая зона. Если ребенок проводит ритмические движения (сгибание и разгибание) пальцев правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно, в лобной и височной зонах. Движение пальцев левой руки вызывает такую же активизацию в правом полушарии. Эти исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. В литературе имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушением речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому. Для достижения желаемого результата необходимо, чтобы не только воспитатели и логопед играли в пальчиковые игры, а и родители каждый день по 5-10 минут проводили игры и массаж пальцев. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Публикация «Консультация для родителей „Ум на кончиках пальцев, Роль развития мелкой моторики“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Пальчиковые игры выбираются такие, чтобы в них содержалось большее количество разнообразных пальчиковых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами.
Постоянное использование пальчиковых игр позволяет :
регулярно стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи.
совершенствовать внимание и память, психические процессы, тесно связанные с речью.
обеспечить будущим школьникам усвоение навыков письма.
В настоящее время в свободной продаже имеется огромное количество готовых пальчиковых игр, всевозможные массажеры для кистей рук, но не стоит забывать о таких простых и доступных, а главное очень полезных, упражнениях, как сортировка природного материала, нанизывание пуговиц, бусин и т. д.