Ольга Старухина
Консультация для родителей «Упражнения для развития дыхания и артикуляционного аппарата детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
"УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ И АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ. "
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ И АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.
Публикация «Консультация для родителей „Упражнения для развития дыхания и артикуляционного аппарата детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков. Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.
Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки («С», «3», «Ш», «Ж», «Р») ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.
Взрослый обращает особое внимание на то, чтобы у малыша слитно звучали гласные в звукоподражаниях («Ау», «Иа», «Уа» и т. д., он должен произносить их на одном выдохе, плавно переходя от одного к другому. Это поможет сделать речь ребенка более ясной и выразительной, научит его плавно произносить звуки и слова.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Правила выполнения упражнений на развитие речевого дыхания.
• комната, где проводится гимнастика, обязательно должна быть проветрена;
• занятия проводятся через час после приема пищи;
• занятия проходят 3 раза в неделю;
• начинать с 1-2 минут - малышам 2-3 лет хватит 3 минут;
• воздух набирать через нос;
• выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О».
• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) и не поднимались плечи;
• выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды;
• нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению;
• перед проведением гимнастики детям нужно высморкаться;
• если малыш плохо себя чувствует, то от выполнения дыхательных упражнений его лучше освободить.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха.
• Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
• Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
• Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
• Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с
• водой и дуем в паруса.
• Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
• Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
• Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта
• Речёвки на гласные звуки, например:
Девочка плачет – а-а-а-а (длительное произнесение);
Мышонок смеётся – и-и-и-и;
Волк зовёт другого волка – у-у-у-у;
Ребёнок маленький плачет – уа-уа-уа-уа;
Дети в лесу перекликаются – ау-ау-ау-ау.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики
• Проводить занятия следует регулярно. Детям в 2 года можно заниматься через день, в 3 ежедневно.
• В занятии может быть 3-4 уже отработанных упражнения и одно новое.
• Для самых первых занятий не надо делать более 2-3 упражнений.
• Не нужно повторять артикуляционное движение более 5 раз за подход. Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка.
• Взрослому надо стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем маленькое). Сперва упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно. Упражнения в комплексе даются от простого к сложному.
• Удерживать позу нужно на протяжении 5-10 секунд. В 2 года время будет меньше, к 3 годам повышается.
• Родителям следует завести специальный артикуляционный дневник. Во время занятий в него записывают, на что обратить внимание во время следующей гимнастики. Если возникают какие-то вопросы по речи ребенка, можно будет проконсультироваться с логопедом, показать ему дневник.
• Обязательно хвалить за успехи, стимулируя к активной деятельности.
Упражнения для развития мышц губ :
1 «Улыбнись маме»
- Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
- Сами покажите, как нужно улыбаться.
- Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
2 «Поцелуй маму»
- Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
- После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.
Упражнение для щёк «Воздушный шарик» :
- Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
- Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул
пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
- Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых
результатов не ждите.
Упражнения для языка :
1 «Домик для язычка»
- Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.
- Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
- Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот
- Убираем язычок, рот закрываем.
- Следует повторить упражнение 3-5 раз.
2 «Накажем непослушный язычок»
- Попросим малыша приоткрыть ротик.
- Теперь высовываем язычок.
- ….и покусаем его слегка зубками.
3.«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)
Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.
- Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
- Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем прикоснитесь ею к язычку малыша.
- Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холодная?». Пусть ответит, как может.
Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».
- Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А
теперь какая ложечка?»
4. Упражнение «Часики»
- Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.
- Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то
другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.
5. Упражнение «Горка»
- Покажите картинку со снежной крутой горой.
- Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык
выгните «горкой».
- Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.
- Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком
чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай
ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку
язычком и держать это положение 5-7 секунд.
- Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.
6. Упражнение «Лопатка»
- Покажите малышу картинку с лопатой.
- Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой» : рот
полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
- Теперь пробует малыш.
- Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не
поджималась.
7. Упражнение «Зайчик на ниточке»
Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например
зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.
- Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.
- Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот
«прыгал».
- Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко
по ней скользил.
- Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки
к другой.
А также:
«Лакаем молоко» как кошка.
Облизываем губки – варенье, мед.
Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик