Елена Ефимкина
Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Разностороннее конструктивное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребёнка. К сожалению, во многих детских садах неоправданно продолжает сохраняться тенденция одностороннего взаимодействия педагогов с семьёй (в последние годы преимущественно по финансово-хозяйственным проблемам).
Публикация «Консультация для родителей „Взаимодействие детского сада и семьи“» размещена в разделах
Проблема взаимодействия семьи и детского сада была актуальна всегда. Сегодня социально-экономические преобразования в нашей стране привели к деформации отношений в системе «личность – семья – общество» : наряду с формированием новых моделей взаимоотношений семьи и системы образования, происходит рост взаимного недоверия семьи и детского сада, разобщённости и критики в адрес друг друга в сфере образования. Иными словами, возникает противоречие: с одной стороны, общество испытывает потребность в педагогическом просвещении семьи и налаживании партнёрских отношенимй с родителями, с другой стороны – данную необходимость осознают и родители, не видя, однако, в дошкольном учреждении источника такого просвещения.
Таким образом, диалог с ребёнком и его родителями – именно то направление работы, без которого не обойтись детскому саду будущего. Необходимы более вдумчивый диалог с родителями и выстраивание совершенно новых, как по форме, так и по содержанию, моделей взаимодействия с семьёй.
Работа в МДОУ детском саду «Золушка» ведётся по трё м направлениям:
1. Повышение педагогического потенциала детского сада через освоение новых технологий и форм взаимодействия с семьёй.
2. Повышение педагогической культуры родителей и как результат – повышение авторитета семьи в воспитании детей
3. Развитие социальных и коммуникативных навыков дошкольников.
Предполагаемым результатом опытно-экспериментальной работы должно стать единое образовательное пространство для развития личности дошкольника.
За прошедшее время педагогическим коллективом была проведена определённая работа.
1. Проведено анкетирование родителей по изучению взаимодействия детей и родителей.
2. Проведены родительские собрания на тему «Права и обязанности родителей и детского сада», круглый стол по проблемным ситуациям.
3. Составлен план работы родительского клуба с целью повышения педагогической культуры родителей.
4. Разработан и внедряется педагогический проект по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников.
В ходе проведённой работы было выявлено недостаточное знание родителей в области дошкольной и семейной педагогики и психологии.
Выявлены трудности межличностного общения как у детей, так и у взрослых.
В то же время, повысился интерес родителей детей младшего дошкольного возраста к проблемам развития ребёнка в семье и в детском саду.
В нашем детском саду используются традиционные формы работы с семьёй : родительские собрания, круглый стол, день открытых дверей, традиционные праздники, развлечения, беседы, индивидуальные консультации воспитателей и специалистов. Активно используются наглядно-информационные формы: уголки для родителей, папки-передвижки, папки-раскладушки, выставки детских работ. Одновременно с этим осваиваются и внедряются новые формы сотрудничества детского сада с семьёй.
При работе с семьёй мы различаем 3 уровня взаимодействия :
1. Информационно-адаптивный – родители воспринимают информацию о педагогическом процессе, но не принимают активного участия в педагогическом процессе ДРУ. Период характеризуется как адатапционный для родителя.
2. Ситуативный – родители принимают непосредственное участие в педагогическом процессе при ведущей роли педагогов, не оставаясь пассивными.
3. Творчески-активный – родители выступают как субъекты педагогического процесса, активно берутся за выполнение некоторых организаторских и педагогических ролей, которые выполняют с искренним удовольствием. Вовлечение в совместную творческую деятельность включает в себя выставку рисунков «Рисуем с родителями» на тему «Правила дорожные все мы знать должны», конкурс новогодних игрушек, изготовление костюмов для детских праздников, проведение спортивных праздников с участием родителей «Богатырские забавы», участие родителей в игре «Знатоки дорожных правил», совместное возложение цветов к мемориалу в День Победы и т. п.
Поиск новых нестандартных форм и методов с родителями педагогическим коллективом нашего детского сада ещё не завершён. Мы надеемся, что опытно-экспериментальная работа даст хорошие результаты: создание условий в детском саду для творческого самораскрытия воспитателей и родителей во взаимодействии друг с другом и детьми, на наш взгляд, сделает детский сад более открытой системой, поможет осуществить идеи гуманизации образования, повысить понимание ценности личности ребёнка.