Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Развитие экологического сознания через знакомство с окружающим миром»

АННА КИРИЛЛОВА
Консультация для воспитателей «Развитие экологического сознания через знакомство с окружающим миром»

Консультация для воспитателей

На тему: «Развитие экологического сознания и естественнонаучных представлений через знакомство с окружающим миром»

Составила: Воспитатель

Кириллова Анна Степановна

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие экологического сознания через знакомство с окружающим миром“» размещена в разделах

Цель: Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах формирования экологического сознания и естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.

Идея воспитания в детях дошкольного возраста человечности, доброты, милосердия, бережного и ответственного отношения к природе стала весьма актуальной в последнее время. Дети плохо знают природу своего родного края, не видят ее красоту, не умеют любить ее, а соответственно беречь. Поэтому у дошкольников нужно формировать экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитывать сопереживания к ней.

Основные задачи развития экологического сознания и естественнонаучных представлений:

-формирование знаний о природе;

-развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

-развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;

-воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;

-воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Для реализации данной цели можно использовать рекомендации и разработки из программы экологического образования и воспитания старших дошкольников Авдеевой Н. А. и Степановой Г. Б. «Жизнь вокруг нас».

Доступными средствами формирования познавательного интереса дошкольников к природе являются следующие формы и методы:

- наблюдения; циклы наблюдений;

- рассматривание иллюстраций и произведений живописи;

- моделирование (календари природы);

- просмотр мультфильмов, презентаций;

- различные игры экологического содержания;

- проведение элементарных опытов;

- экологические занятия;

- включение в элементарную трудовую деятельность;

- чтение художественных произведений о природе;

- беседы;

- экскурсии, походы в природу;

- изготовление книг;

- экологические акции;

- экологические праздники и развлечения.

Развитие экологического сознания и естественнонаучных представлений ребёнка происходит не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в повседневной жизни. Прогулки в природу дают возможность познакомить детей с разнообразием растений, птиц, животных; связями, которые существуют между ними. Важную роль играет самостоятельная деятельность ребёнка, возникающая по инициативе ребёнка. Он использует полученный на занятиях опыт, переносит усвоенные знания, умения, навыки, действует в новых необычных условиях. В свободное время у детей может возникнуть желание самостоятельно заполнить календарь природы, провести опыт, зарисовать результаты наблюдения (рост растения, природные явления и др.).

Поэтому, одним из важнейших условий развития экологического сознания и естественнонаучных представлений у детей является правильная организация предметно-развивающей среды. Для углубленного ознакомления детей с природой в детском саду необходимо использовать пространственную среду на улице: огород, сад, цветники, экологические тропы.

Создать эколого-развивающую среду с учетом потребностей каждого ребенка и интеграции различных видов деятельности, также, необходимо учитывать период обучения, сезонность.

Модель экологической предметно-развивающей среды группы может включать в себя следующие компоненты: центр природы, центр опытов и экспериментов, центр дидактической игры, литературный центр, центр театрализованной деятельности, наглядный и демонстрационный материал.

Рассмотрим все компоненты более подробно.

Центр природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, гербарии, календарь природы, оборудование для трудовой деятельности. Главная особенность центра природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.

• Центр опытов и экспериментов включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.

• В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Домашние животные», «Птичье мемори», «Кто, где живёт?», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото», экологические лэпбуки и другие.

• В литературном центре подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.

• В театральном центре подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и эколого-эстетическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.

• Большое значение, как в познавательном развитии, так и в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал. Он включает в себя следующее: игрушки-модели представителей животного мира, муляжи овощей и фруктов, серию предметных и сюжетных картинок, картотеку прогулок для детей дошкольного возраста.

Одним из важных направлений деятельности педагога, является взаимодействие с семьями воспитанников. С целью создания единого образовательного пространства ДОУ и семьи в начале каждого учебного года разрабатывается перспективный план работы с родителями. В него включены консультации для родителей по развитию экологического сознания у детей, совместные походы и экскурсии, детско-родительские творческие вечера и другое.

В организации взаимодействия с семьями воспитанников, необходимо руководствоваться следующими принципами:

- Целенаправленность, систематичность, плановость.

-Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

- Возрастной характер работы с родителями.

- Доброжелательность, открытость.

В работе с семьями использовать следующие формы:

- Наглядно-информационная. Регулярно обновлять информацию в стендах. Периодически менять папки – передвижки. Тогда родители наглядно увидят, как можно оборудовать экологический уголок для ребенка дома, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

- Тематические консультации групповые, индивидуальные, например, «Прогулки в природу основа здоровья ребёнка», «Закаливание природными факторами», «Воспитание любви к родной природе», " Воспитание экологического сознания дошкольников в семье" и другие.

- Совместные походы и экскурсии способствуют оздоровлению организма детей во время пешеходного похода, обеспечивают оптимальный двигательный режим детей и взрослых в течение похода. Экскурсии и походы в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.

- Детско-родительские творческие вечера включают в себя изодеятельность, театрализованную деятельность, музыкально-поэтические посиделки. Цель этих вечеров состоит в том, чтобы создать условия для творческой активности детей и родителей, совершенствовать артистические навыки у детей и взрослых. В процессе этих деятельностей они раскрепощаются, у них развивается и активизируется речь, мелкая моторика рук. У детей и взрослых формируются познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания поделок и рисунков из природного материала.

Таким образом, в результате проведенной комплексной работы, у детей сформируется положительный интерес к деятельности, разовьётся бережное и ответственное отношения к живой природе, сформируются учебные навыки, познавательный интерес к окружающему миру, самостоятельность к познанию нового. Дети научатся понимать свою роль в окружающем мире и осознавать последствия своих действий во взаимоотношении с природой.

И если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый — умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем, что-нибудь интересное и необычное, который сумеет удивляться и радоваться всему, что его окружает. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир — это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

Список рекомендуемой литературы в работе с детьми, по развитию экологического сознания и естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста:

• Султанова М. Н. Простые опыты с природными материалами. - Хатбер-пресс, 2016;

• Эксперименты с овощами, фруктами и другими продуктами. – Эксмо, 2013;

• Вайткене Л. Д., Филиппова М. Д. Энциклопедия занимательных наук для детей. - АСТ 2017;

• Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М. : Просвещение,1978.

• Виноградова Н. Ф. Рассказы - загадки о природе: книга для детей 5-6 лет. - М. : Вентана - Граф, 2007.

• Саморукова П. Г. Как познакомить дошкольников с природой. – Просвещение, 1988

• Куликова Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. -М., Просвещение,1985.

• Маневцова Л. М. Листок на ладони. - Детство-Пресс, 2004г.

• Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 2002.

• Лучич М. В. Детям о природе. - М., 1989.

• Маневцова Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребёнок. - Изд-во «Акцидент», 1998г.

• Лыкова И. А. Игрушки и подарки из природного материала. Творческое конструирование в детском саду, школе и семье. - Цветной мир издательский дом 2015.

• Стрельникова Л. Уроки творчества. Поделки из природных материалов. 5-9 лет. – ЛИТУР.

• Новикова И. В. Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду. - Академия развития, 2010 г.

• Анна Ллимос Пломер Мастерим из природных материалов. - Книжный клуб "Клуб семейного досуга", 2013 г.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей. Дети в этом возрасте любознательны и открыты для познания.

Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания детей дошкольного возраста Игры Игра с мячом «Я знаю…» Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребятам мяч и называет класс объектов.

Конспект ООД во второй младшей группе по формированию экологической культуры через знакомство с окружающим миром «Птицы» Цель: Формирование экологической культуры дошкольников. Развитие познавательной и речевой активности. Задачи: Обучающие — Способствовать.

Консультация для воспитателей: «Формирование патриотических чувств через художественно-эстетическое развитие» Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — понятие широкое. В его основе лежит формирование нравственных чувств.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию» «Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста» Художественное творчество – это удивительный.

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром» Знакомим с окружающим миром К 6-7 годам у детей складываются определенные представления о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторые.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность». Одним из методов.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через технику «Квиллинг» Квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно.

Консультация для воспитателей «Развитие речи через музыку» Консультация для воспитателей «Развитие речи через музыку» Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает.

Ознакомление детей с окружающим миром через детское экспериментирование Методическая разработка по ознакомлению детей с окружающим миром через детское экспериментирование Ребенок рождается исследователем. Неутолимая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие экологического сознания через знакомство с окружающим миром»
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 09:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД