Ирина Федорова
Использование дидактических игр, наблюдения, моделирования, лэпбуков в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Использование дидактических игр, наблюдения, моделирования, лэпбуков в экологическом воспитании дошкольников
Экологическое воспитание детей – современное направление педагогики, ознакомление детей с природой в программах ДОУ.
Публикация «Использование дидактических игр, наблюдения, моделирования, лэпбуков в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экологические лэпбуки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Результат экологического воспитания - экологическая культура личности. Составляющие части экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р) раздел III. Основные направления развития воспитания, п 2. «Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций» сказано: «Экологическое воспитание включает:
развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.»
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО, экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
• воспитание гуманного отношения к природе (социально-коммуникативное развитие); формирование системы экологических знаний и представлений (познавательное развитие);
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы (физическое развитие);
• формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе).
Важнейшее условие реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС дошкольного образования - экологизация среды в ДОУ, т. к. среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.
А дидактические игры как раз способствуют более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Так, дидактические игры:
• развивают познавательные способности; способствуют получению новых знаний их обобщению и закреплению.
• обогащают чувственный опыт ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
• развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
• способствуют социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т. д.
• способствуют художественно-эстетическому воспитанию - совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.
Вспомним, в дошкольной педагогике все дидактические игры объединяются в три основных вида:
1. Игры с предметами (игрушками, игры с природным материалом.
В таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов.
С помощью таких игр дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом …
Игры с природным материалом наиболее эффективны при ознакомлении детей с природой. Выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе. Их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.
2. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны повидам: "лото", "домино", парные картинки" …
3. Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
4. Подвижные экологические игры помогают закрепить знания о животных, подражать их повадкам и образу жизни («Наседка и цыплята», «Мыши и кот»);
отражают явления живой и неживой природы («Солнышко и дождик»);
проводимые на свежем воздухе, укрепляют иммунитет ребенка.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях:
• подготовка дидактических игр,
• ее проведение и
• анализ.
В подготовку к дидактической игре входит:
• отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
• установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей;
• определение удобного времени проведения дидактической игры;
• выбор места для игры; определение качества играющих;
• подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
• подготовка к игре самого воспитателя;
• подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игры включает:
• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
• объяснение хода игры и правил игры
Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.
Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т. д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры.
Кроме того, начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером - сверстником.
Итак, вывод: игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Такие игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игрыспособствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.
Ещё одним из средств экологического воспитания дошкольников являются наблюдения в природе.
Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.
Этот метод является основным способом ознакомления дошкольников с природой, т. к. - это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных)представлений о природе, основа образного мышления.
Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы.
Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитиюнаблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственноговоспитания.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, к сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.
Воспитатель использует разные виды наблюдения.
- Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.
- Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.
Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу — какое животное прошло, и т. д.
- Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.
- В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным.
- В зависимости от объекта и возраста детей, от поставленных задач наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель и итоговыми (обобщающими).
Наблюдения можно проводить:
- на прогулках и во время экскурсий;
- в уголке природы;
- на земельном участке ДОУ;
- на занятиях.
На прогулках можно, наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др., сезонные изменения в жизни растений и животных (появление листьев и цветков, листопад, прилет и отлет птиц). Наблюдения эти обычно кратковременны, но проводятся многократно за одним и тем же объектом или явлением природы. На ежедневных прогулках и экскурсиях нужно обращать внимание на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных.
Т. к. наблюдения на экскурсиях случайны и обычно очень кратковременны, то наблюдения, начатые па прогулке или экскурсии, продолжают в уголке природы.
Приведем пример. На прогулке дети наблюдают за гусеницами, рассматривают их внешний вид и передвижение. Воспитатель сажает пойманных гусениц в банку со свежей веткой того деревца, с которого они взяты, и переносит ее в уголок природы. Детям дают задание: «Посмотрите завтра, что случится с этой веточкой». На другой день они обнаруживают, что листья у веточки обглоданы гусеницами, и, следовательно, устанавливают приносимый ими вред.
На участке ДОУ можно наблюдать, как происходит рост растений, их цветение и плодоношение.
Также на земельном участке ДОУ можно продолжить наблюдения, начатые на экскурсии или прогулке. Так, например, можно создать уголок из дикорастущих растений, перенесенных из леса и с луга, ухаживать за ними, наблюдать за ростом растений, и затем сравнивать эти растения с оставшиеся, например, в парке.
Подытожив свои наблюдения, можно сделать вывод: растения, за которыми ухаживали, растут быстрее, стали крупнее, красивее.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования
Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Воспринимая природу, ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. К ним мы можем отнести вопросы взаимосвязей существующих в природе, например: взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.
Усвоить данные взаимосвязи в природе помогает моделирование, которое делает общение с детьми более доступным и наглядным.
Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Важно в процессе деятельности, дать ребенку возможность самостоятельно находить информацию, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.
Что такое модель и моделирование?
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.
Исследования ученых психологов (Эльконин Д. Б, Вегнер Л. А, доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.
В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.
Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.
Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.
Модель-это предметное, графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей - называется моделирующая деятельность. Например: глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.
Главной характеристикой модели, является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта.
С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, (моделирование предметов и явлений, а затем использование его в учебном и воспитательном процессе.
Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.
В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей:
-предметные (в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Технические игрушки, модели построек.)
-предметно-схематические (в них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.)
-графические (графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений.)
Цель моделирования в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи:
- Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать.
- Учит выделять признаки предметов, классифицировать их, выделять противоречивые свойства.
- Наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире.
- Способствовать развитие речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольников.
Особую роль в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления; преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении.
Работа состоит из нескольких этапов:
1. Рассматривание и разбор таблицы.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ;
4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе.
В заключении можно напомнить китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».
Использование моделирования является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Я предлагаю вашему вниманию изучить и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук.
Лэпбук или как его еще называют тематическая или интерактивная папка - это самодельная бумажная книжечка или книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
Его можно использовать как в детском саду, так и дома.
Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети. Лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией.
Что вам понадобится:
• распечатанные шаблоны лэпбука
• лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4
• ножницы
• клей-карандаш
• цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки
• скотч
• безграничная фантазия.
Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Но лучше всего получаются лепбуки на какие-то частные, а не на общие темы.
Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. И все это разместить на разных элементах.
Создание шаблона. Теперь надо в соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину. Можно сделать шаблоны на компьютере – там легче чертить..
Но если вы не владеете никакими компьютерными технологиями, можно нарисовать чертеж от руки.
Проекты по экологии
Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.
Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.
Экологические проекты — комплексный подход к воспитанию культурных в экологическом отношении людей. В реализации проектов участвуют все участники образовательного процесса : воспитатели, дети, родители.
Проекты можно организовать,начиная с любого возраста. В группах младшего большая нагрузка на взрослых участников проекта.
Длительность проекта зависит от выбранной темы.
Возможные темы проектов : «Капелька, снежинка, льдинка», «Первоцветы», ««От росточка до…», «Роднойкрай – часть большой страны…», «Воздух, которым мы дышим», «Покормите птиц зимой», «Зимующие птицы», «Чистая планета»