Получи документы

Консультация для воспитателей «Развитие речи в детском саду»

Наталья Фатьянова
Консультация для воспитателей «Развитие речи в детском саду»

Консультация для педагогов

«Развитие речи в детском саду»

Если раньше большую часть составляло речевое общение, то в наше время, следуя по пятам развития всевозможных современных технологий, снижается уровень речевого развития, как в его объёме, так и в качестве.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи в детском саду“» размещена в разделах

Наши дети с младшего возраста испытывают недостаток в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и просто поговорить со своим ребёнком. Конечно же проще включить компьютер, телевизор, поставить мультфильмы и пр. А потом мы удивляемся, почему так беден словарь у наших детей, а откуда ему взяться?

Результаты печальны… Дети зачастую не могут элементарно описать какой-либо даже знакомый предмет, не хватает словарного запаса, присутствуют многочисленные аграмматизмы. Дети не могут в полной мере выразить свои чувства, им трудно найти общий язык со сверстниками и взрослыми, тяжело объясниться. И выходом из конфликтных ситуаций всё чаще становится проявление агрессии. А всё почему? Как одна из причин, так называемая подводная часть айсберга – это бедный, ограниченный словарь.

Давайте будем помнить, что речь – это одна из самых важных психических функций человека, это возможность развития собственной личности, своего внутреннего «Я», а так же возможность взаимодействия при помощи диалога с другими личностями, осознание себя в обществе.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, определяемые для каждого возрастного этапа, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел коммуникативными способностями. Индивидуальные различия в уровне владения речью у детей одного возраста могут быть исключительно велики, поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка.

Одна из самых главных задач речевого развития, которая стоит перед педагогами ДО – это научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг используя многообразие речевых средств. Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников, для достижения главной цели:

воспитание звуковой культуры речи;

словарная работа (обогащение, закрепление и активация словаря);

формирование и развитие грамматического строя речи;

связность при построении развернутого высказывания;

воспитание интереса к художественному слову;

формирование элементарного осознавания явлений языка и речи

(слайд 7)

Воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает:

- развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка;

-обучение правильному звукопроизношению;

-воспитание орфоэпической правильности речи;

-овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация).

Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам, способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).

Развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.

а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения — монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.

б) Развитие монологической речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монологическая речь представляет большие трудности по сравнению с диалогической речью, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением и т. п., имеющим монологический характер.

Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму. Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

Ознакомление с художественной литературой.

Наиболее значимым видом работы по развитию речи является чтение художественной литературы. Художественная литература, являясь сокровищницей духовных богатств людей, позволяет восполнить недостаточность общения детей с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Включенность в эту работу детей, у которых отмечается разный уровень речевых умений, будет эффективной, если соблюдать ряд условий:

выбирать произведения с учетом возраста, степени доступности и близости содержания жизненному опыту детей;

предварительно беседовать с детьми о событиях из жизни людей близких к содержанию литературных произведений и проводить заключительную беседу для выяснения степени усвоения произведения, осмысления причинно-следственной зависимости;

подбирать иллюстрации, картинки к произведениям, делать макеты;

организовывать драматизации, инсценировки;

демонстрировать действия по конструктивной картине с применением подвижных фигур;

проводить словарную работу;

адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом уровня речевого развития ребенка;

предлагать детям отвечать на вопросы;

предлагать детям разные виды работы: подобрать иллюстрации к прочитанному тексту, пересказать текст; придумать окончание к заданному началу. Все это способствует осмыслению содержания литературного произведения.

Основные направления и являются задачами по развитию речи. Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми, задачи тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития : формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

Эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения.

Давайте с вами вспомним:

Формы организации образовательного процесса по речевому развитию

ОД ОД в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями воспитанников

-беседа

-рассматривание

-игровые ситуации

-речевая ситуация

-проектная деятельность

-Игра-викторина, игра-диалог, игра-общение

-игровое упражнение

-рассказывание

-составление и отгадывание загадок -ситуация общения

-сюжетно-ролевая игра

-подвижная игра с текстом

-режиссерская, игра-фантазирование

-хороводная игра с пением

-игра-драматизация

-дидактические игры

-словесные игры

-рассказывание

-составление и отгадывание загадок -сюжетно-ролевая игра

-подвижная игра с текстом

-режиссерская, игра-фантазирование

-хороводная игра с пением

-игра-драматизация

-дидактические игры

-словесные игры -проектная деятельность

-конкурсы

-тематические праздники

-акции

Развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах деятельности: игра, деятельность по физическому развитию, ИЗО (рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка не говоря уже о социально-коммуникативной, познавательной; в свободный деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка.

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги и психологи строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Игра выполняет множество функций в плане развития речи :

формирование мотивации к процессу говорения;

воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;

развитие звуковой культуры речи : артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;

пополнение и активизация словаря;

совершенствование грамматического строя речи;

закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;

совершенствование монологической и диалогической форм речи;

развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;

воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Сюжетно-ролевая игра служит для тренировки и закрепления правильных навыков речи и поведения у дошкольников в усложненных условиях, является мостиком для переноса навыков речи в обычные условия, В этих играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.

Использование игр-драматизации (театрализованных игр) направлено на развитие коммуникативности ребенка.

Характерной особенностью игр-драматизаций является то, что в них дети имеют возможность выражать свои мысли, фантазировать, передавать впечатления об окружающем. В них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе.

Вот, например, некоторые из театрализованных игр:

- Инсценировки. В них дети воспроизводят содержание любимых сказок, рассказов, поведение знакомых персонажей, с увлечением изображают действующих лиц, их характерные движения, ведут диалоги.

- «Пальчиковый театр». Ребенок «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате. Пальчиковый театр, в отличие от других видов театральной деятельности, особенно развивает моторику кистей и пальцев рук, а мелкая моторика рук тесно взаимосвязана с отделом головного мозга, отвечающего за речь.

- Творческие игры с мягкими игрушками. Здесь дети действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли, как настоящие артисты-кукловоды.

- «Стендовые» театрализованные игры, в которых дети на магнитной доске с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. При этом используется прием «живых картинок», или разыгрывание изображенных на них действий с оречевлением персонажей.

Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков и т. д. Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей и задач.

При общении с детьми, при проведении воспитательно-образовательной деятельности многие педагоги допускают неточности или ошибки и они, как правило, у всех одни и те же.

Подвожу итог нашего с вами разговора, а скорее всего, своего монолога. Одна из главных задач педагогов дошкольных учреждений – помочь ребёнку адаптироваться в коллективе; грамотно подавать и закреплять новые знания и умения расширяя активный словарь, развивая связную речь.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей и помощников воспитателей «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для воспитателей «Классическая музыка в детском саду» Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Ещё древние знали, что музыка обладает лечебным эффектом! В древние века музыкально-медицинские.

Консультация для воспитателей «Организация проектной деятельности в детском саду» Консультация для воспитателей «Организация проектной деятельности в детском саду» Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952,.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду» Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития.

Консультация для воспитателей «Прогулка в детском саду» Прогулка очень важный режимный момент для детей в дошкольном образовательном учреждении. Цель прогулки: укрепление здоровья, физическое.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду» «Весь мир – театр, а люди в нем актеры» В. Шекспир. Жизнь в детском саду тоже пронизана театрализованной деятельностью. Ведь ведущей деятельностью.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 города Ейска МО Ейский район Консультация.

Консультация для воспитателей «Экологическая тропа в детском саду» Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми.

Консультация для воспитателей «Экспериментирование в детском саду» "Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы, оказываясь На.

Родительское собрание в детском саду «Развитие связной речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома» Родительское собрание в детском саду. Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома» Тема: «Развитие связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие речи в детском саду»
Опубликовано: 6 июля 2018 в 12:59
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД