Дарья Мухачева
Консультация для воспитателей ДОО «Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4»
города Сим Ашинского района Челябинской области
Консультация для воспитателей ДОО
«Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»
Целевая аудитория: молодые специалисты ДОО
Подготовила:
Инструктор по физической культуре
Публикация «Консультация для воспитателей ДОО „Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Мухачева Дарья Алексеевна
Пед. стаж – 6 лет
Сим, 2019
Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста
Цель: повысить профессиональную компетентность молодых педагогов в области оздоровления детей по средствам внедрения форм дыхательной гимнастики.
План:
Теоретические аспекты о значении дыхательной гимнастики, как одной из составляющих здоровьесбережения в воспитании дошкольников.
Практическое применение дыхательных упражнений в образовательном процессе с участием педагогов.
Заключение.
Здоровье — великое дело как для того, кто им пользуется,
так и для его окружающих.
Здоровый ребенок — самое драгоценное произведение природы.
Т. Карлейль (брит. писатель)
В настоящее время, становится все более бессмысленным надеяться только на природу. Проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития, в частности и на состояние здоровья в целом. Поэтому педагогам необходимо большое внимание дыхательным упражнениям на занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ О ЗНАЧЕНИИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, КАК ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем - ОРВИ, ОРЗ.
Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких, просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов.
Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. При достаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода. Дыхание – это втягивание и выпускание воздуха легкими как процесс поглощения кислорода и выделения углекислот живым организмом. При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются частички пыли, попадающие с воздухом. Дошкольников необходимо обучать правильному носовому дыханию. Это позволит эффективно защитить легкие от пыли, переохлаждения и адаптировать их к холодному воздуху.
Существуют типы дыхания :
нижнее, или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвуют только диафрагма, а грудная клетка остаётся без изменений; в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного- средняя);
среднее, или «рёберное» (в дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается);
верхнее, или «ключистое» (дыхание осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки лёгких и немного – их средняя часть);
смешанное, или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части лёгких).
дыхательная система человека устроена таким образом, чтобы организм в целом мог приспособиться к любым изменениям окружающей среды. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.
Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка:
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
способствует восстановлению, нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований,
налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние у больных.
Дыхательная гимнастика обладает преимуществом:
Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба, бег, плавание - особенно.
Дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней.
Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная - в работу включаются все мышцы.
Гимнастика доступна всем людям.
Для занятий гимнастикой не требуется особых условий. Специальной одежды спортивный костюм, кроссовки и т. д., помещения и прочего.
Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается.
Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетке.
Гимнастика показана и взрослым, и детям.
Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, проведении утренней гимнастики, подвижных играх на прогулке, беседах, проведении физкультминуток, различных форм активного отдыха, самомассаж, пальчиковой гимнастики, выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждения.
Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста :
Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.
Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Например, для тренировки предельно активного и шумного, резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: «Гарью пахнет! Откуда? Тревога! Нюхайте!».
Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.
Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.
Делая вывод из выше сказанного, можно отметить, что дыхательная гимнастика помогает нам не только предотвратить различные заболевания, но и бороться с последствиями уже перенесенных. При заболеваниях верхних дыхательных путей у детей необходимо не только восстановить носовое дыхание, укреплять мышцы грудной клетки, пояса верхних конечностей, но и развивать ритмичное дыхание с углубленным, но спокойным выдохом.
Игры, которые я предложу вам сегодня для апробации на себе, также способствуют тренировке дыхательной мускулатуры и оптимизации местного кровообращения. Данный комплекс упражнений подходит детям дошкольного возраста с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите.
Таким образом, я предлагаю перейти к практической части. Опробовать некоторые виды дыхательных упражнений, которые целесообразно использовать в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
(Всем воспитателям предлагается встать и принять непосредственное участие в выполнении заданий, повторяя за инструктором)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Лечебная дыхательная гимнастика
Пелихова А. В., к. п. н., доцент кафедры развития дошкольного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО.
Общая продолжительность занятия 10-15 минут
«Наклон вперед».
И. П. – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом, выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
«Вырасти большой».
И. П. – стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.
«Дотянемся до пяток».
И. П. – Сидя на полу. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.
«Сигнальщик».
И. П. – сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны – вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
«Пружинка».
И. П. – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
«Тюлень».
И. П. – лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
«Прямая спинка».
И. П. – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
«Чистый носик».
И. П. – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.
Заключение
Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами: это очень простой и вместе с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых затрат и может широко использоваться людьми разного возраста.
Подводя итог, я хотела бы предложить вам, коллеги, оценить важность и полезность полученной информации. Вы можете высказаться по теме (обсуждение).
Ваши вопросы!
В случае, если полученные знания и небольшой опыт, приобретенный по средствам моей консультации-практикума, будут полезными, ее цель достигнута.
Главной перспективой в дальнейшей оздоровительной работе отметим применение данных методов в вашей педагогической деятельности.
Приложение 1
«Наклон вперед».
И. П. – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом, выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
«Вырасти большой».
И. П. – стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.
«Дотянемся до пяток».
И. П. – Сидя на полу. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.
«Сигнальщик».
И. П. – сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны – вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
«Пружинка».
И. П. – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
«Тюлень».
И. П. – лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
«Прямая спинка».
И. П. – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
«Чистый носик».
И. П. – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.