Папки-передвижки

Консультация для воспитателей ДОУ «Использование ресурсов сенсорной комнаты как способ развития речи дошкольников»

Наталья Зотова
Консультация для воспитателей ДОУ «Использование ресурсов сенсорной комнаты как способ развития речи дошкольников»

Консультация для воспитателей ДОУ «Использование ресурсов сенсорной комнаты как способ развития речи дошкольников»

Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Использование ресурсов сенсорной комнаты как способ развития речи дошкольников“» размещена в разделах

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает ряд специфических особенностей. У дошкольников с общим недоразвитием речи задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: отмечается недостаточная его устойчивость, переключаемость; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная. Дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, отмечается ригидность мышления.

Поэтому органичной составляющей психолого-педагогического сопровождения детей с речевой патологией являются занятия дошкольников в сенсорной комнате.

Развитие речи в сенсорной комнате

Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребёнка. Сенсорная комната — это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон.

В своей работе я использую возможности сенсорной комнаты для профилактики и коррекции нарушений психоречевого развития. Для организации такой работы прежде всего необходимо подобрать модули, которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате :

1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы: - снятие психоэмоционального напряжения, саморегуляция и самоконтроль; - умение управлять своим телом, дыханием, умение расслабляться, освобождаться от напряжения, уверенность в себе;

2. Развитие коммуникативной сферы: - формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков; - преодоление негативных эмоций

3. Развитие психических процессов и моторики: - внимания, его устойчивость и переключаемость; - память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности); - развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Варианты дидактических игр с использованием различных модулей сенсорной комнаты

Мы предлагаем варианты дидактических игр с использованием различных модулей сенсорной комнаты, которые можно использовать на занятиях с детьми.

Звездный дождь

1. Самое распространенное упражнение «Комплименты» – дети по очереди встают под светящиеся струйки Звездного дождя, глядят их, а остальные дети говорят купающемуся ласковые слова, за что-то хвалят. Это упражнение не только развивает речь детей, побуждая их найти в товарищах что-то ценное и важное, за что его можно похвалить, но и повышает самооценку детей.

2. «Заплети косу» Дети учатся заплетать косички из светящихся струек волшебного водопада. Дети тренируют свои пальчики, развивают мелкую моторику, которая имеет немаловажное значение для развития речи. Толщина «пряди» регулируется под индивидуальные способности ребенка. Параллельно мы проговариваем скороговорки на заданный звук.

3. «Подружи звуки» На конце нити приклеены гласные буквы, изучаемая буква у ребенка в руках. Ребенку нужно от середины нити вести свою букву к заданной гласной, при этом пропевая их и соединяя в слоги. Мы в такие игры играем при автоматизации звука, для воспитателей игра подходит при подготовке к обучению грамоте на этапе образования слогов.

4. «Распутай веточки». Это как вариант предыдущей игры, но уже для развития фонематического слуха. На кончиках нитей приклеены буквы. Педагог называет слово. Ребенок определяет первый звук в слове и находит букву. Распутывает веточку, снимает букву, а затем из получившихся букв складывает слово.

Сверкающая нить

1. Ее можно использовать как сказочную тропинку, ведущую в волшебный мир. Ее можно использовать на день рождение для поздравления именинника. Вы ставите ребенка в центр светящегося круга, а остальные дети поздравляют его.

2. Очень ценно оборудование для развития умения рассказывать о себе, особенно для застенчивых детей, которые не очень любят говорить о себе. Просто так не заставишь говорить, а вот в волшебном кругу, говорят с удовольствием. Как играть? Дети садятся вокруг светящегося круга, сначала вы входите в круг и рассказываете о себе, чем любите заниматься, что лучше всего умеете делать, о чем мечтаете и т. д. Затем, по вашему примеру, дети рассказывают о себе. Если трудно – вы помогаете наводящими вопросами.

3. С помощью светящейся нити можно составлять рассказы. Разложите сюжетные картинки к сказке или рассказу по ходу светящейся нити, и двигаясь вперед, рассказывайте вместе с детьми сказку. Таким образом, вы в нетрадиционной, интересной форме побуждаете детей к проговариванию сказки, рассказа. Так же можно и сочинять сказки.

Панно «Бесконечность»

Это оборудование, как и все в сенсорной комнате, служит для создания сказочной ситуации или определенного образа, а также психологического расслабления.

Перед тем как включить панно «Бесконечность» вы с группой детей садитесь напротив него и предлагаете посмотреть в волшебное зеркало (оно и выглядит как зеркало) и говорите, что зеркало показывает ваше будущее: какими вы станете, когда вырастите, как будете выглядеть, какими качествами будете обладать, кем будете работать, где жить и т. д. Дети смотрят, представляют, а вы незаметно включаете и затем уже начинается диалог.

Это оборудование может быть использовано как вхождение в сказку, как портал перехода (входа и выхода) в сказочную ситуацию.

Сухой бассейн

Лежа в бассейне, ребенок принимает комфортную позу. Он расслаблен, при этом ощущает постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими сухой бассейн, который создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.

1. Игра «Снежки»

В ведерко набираются несколько шариков из сухого бассейна. Нужно бросать шарики в бассейн, при этом правильно называя слова с изучаемым звуком. Например, образовать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, во множественном числе.

2. «Найди игрушку». Вы прячете игрушки в бассейн. Дети должны найти все игрушки и назвать их. От понятия можно предложить образовать множественное число, уменьшительно-ласкательную форму, относительные прилагательные и т. д. Можно использовать при автоматизации звука в словах, а также на любую лексическую тему для закрепления понятийного словаря, грамматических категорий.

Зеркальный шар

Это оборудование используется в занятиях для физминутки. Вы предлагаете детям на коврике поймать светлячков, шарики, снежинки, мыльные пузыри, облака. По опыту: лучше, чтобы дети, сидя на коленках, или лежа, пытались поймать шарики, но не сдвигались с места, вытягивались в разные стороны. Это, во –первых, хорошая растяжка позвоночника, во-вторых, убережет детей от излишнего перевозбуждения.

Здесь можно придумывать упражнения для мышц ног, и для спины, и для шеи и т. д. Например, выв просите детей лечь на спинку и поднимать ножки, или голову, или таз, когда золотые пчелки начнут кружиться, а когда останавливаются опускать их на пол. Вы соответственно регулируете полет золотых пчелок включением и выключением вращателя зеркального шара.

Можно просто лежать и смотреть на летающие шарики, слушая спокойную музыку, расслабляться, работать с дыханием.

Сенсорная комната может быть использована в различных областях и сфера развития ребенка, здесь важно творчество и желание педагога. А детям это всегда интересно!

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Консультация для воспитателей и родителей «Использование модулей для совершенствования двигательных качеств дошкольников»Консультация для воспитателей и родителей «Использование модулей для совершенствования двигательных качеств дошкольников» В современных ДОУ, помимо стандартного физкультурного оборудования все больше используются разнообразные спортивные пособия – модули,.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.

Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи»Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи» Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка правильного звукопроизношения,.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОУ «Использование ресурсов сенсорной комнаты как способ развития речи дошкольников»
Опубликовано: 25 февраля 2023 в 17:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД