Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Духовно — нравственное развитие детей дошкольного возраста через организацию РППС группы»

Татьяна Шибарова
Консультация для воспитателей «Духовно — нравственное развитие детей дошкольного возраста через организацию РППС группы»
▼ Скачать + Заказать документы

«Духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста через организацию развивающей предметно-пространственной среды группы»

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад «Колобок» Тамбовский район

Шибарова Татьяна Семеновна

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого – он засушенный цветок»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Консультация для воспитателей „Духовно — нравственное развитие детей дошкольного возраста через организацию РППС группы“» размещена в разделах

Мы - Педагоги ответственны за развитие общества. На современном этапе усовершенствования учебного процесса мы начинаем работать по – новому. Что же меняется? Прежде всего, представление о самом ребенке, о нем как о носителе духовности, о его возможностях в плане развивающего обучения. Мы хотим видеть подрастающее поколение информированным, творческим, свободным, способным к самосовершенствованию. Но как этого достичь? Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера, с которых в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок и игр, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на культурное просвещение, на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки по родному городу, совместные игры и прочее времени свободного не остается.

Кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым?

Нам, педагогам, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании духовно-нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.

В педагогике под понятием духовность подразумевается вдохновенно - чувственная сторона жизни человека и человечества, особый образ мышления и жизнедеятельности людей, основанный на приоритете нематериальных, гуманных ценностей.

Ещё В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить „умению чувствовать человека“. „ Никто не учит маленького человека: „Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать“.

Духовно - нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направлен на овладение людьми правил и норм поведения. Дошкольный возраст создает возможности формирования у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить „надо“ выше „хочу“.

Без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание патриотических чувств.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.

Инновационность подхода к организации предметно-развивающей среды определяется актуальностью интеграции образовательных областей, определённых ФГОС, и работой МАДОУ по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

К оснащению предметно-развивающей среды по духовно - нравственному воспитанию предъявляются определенные требования.

Цель: создание условий, способствующих духовно – нравственному, патриотическому воспитанию детей, чувства гордости за свой родной край и любви к Родине.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Для того, чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе её проектирования необходимо  придерживаться следующих принципов:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии; т. е. размер и планировка мебели должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или наоборот.

Принцип активности: среда должна быть в детском саду более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств, т. е. все предметы должны быть на уровне роста ребенка, доступны ему.

Принцип стабильности – динамичности; т. е. возможность изменения развивающей среды.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству со средствами и способами познания, развитию интеллекта.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды : целесообразно, например, в разных стилях представить детям одно и тоже содержание.

Принцип открытости – закрытости:

- первый принцип открытости Природе, способствующее единству человека и Природы (организации «зеленых комнат» в помещении, зимних садов, проживание домашних животных).

- второй принцип открытости культуре в ее прогрессивных проявлениях, т. е. элементы настоящей живописи, литературы, музыки должны входить в дизайн интереса. Знакомство с специфическими региональными культурами, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, это несомненно будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои места, формированию представлений о «малой Родине» и чувства любви к ней.

- третий принцип открытости обществу. Здесь открытость – закрытость должна соответствовать сути понятия «Мой дом». Представители, проявляющие желание принять участие в организации, функционировании среды, должны иметь такую возможность (в рамках правовых документов). Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители.

- четвертый принцип – открытость своего «Я», собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я».

7) Принцип учета половых и возрастных различий детей. Среда должна быть построена так, чтобы как мальчики, так и девочки могли проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научит взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. При создании патриотического уголка также соблюдаю санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.

Содержание патриотического уголка в группе детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) представлено такими направлениями, как моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, приобщение к истокам русской культуры. С детьми старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) работа по духовно-нравственному воспитанию углубляется, и содержание уголков пополняется материалами по краеведению, ознакомлению с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организуется работа с детьми по народному календарю.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Для формирования представлений о семье, членах семьи, семейных и родственных отношениях, профессиях, культурных и национальных традициях семей; отношение ребенка к самому себе, сверстникам в уголке подобраны дидактические игры, иллюстрации по типу «хорошо – плохо», «так можно делать, а так – нельзя» и другие. Оформлены тематические папки изображающие семью, членов семьи в отдельности; о детях – девочки, мальчики, их труд, игры; с иллюстрациями разных эмоциональных состояний взрослых и детей, пиктограммы.

С целью воспитания любви к маме, членам своей семьи, эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, обучения воспитанников называть имена членов своей семьи, определять степень родства оформляются семейные фотоальбомы, а с детьми старшего дошкольного возраста составляется «Генеалогическое древо». Без понимания и активного участия родителей данную работу выполнить совершенно не возможно. Не всегда эта тематика встречает понимание и одобрение со стороны родителей, воспринимается как вмешательство в личную семейную жизнь. Поэтому обязательно информирую родителей о целях и задачах ознакомления с семьей, акцентирую их внимание на том, что данная работа имеет большое воспитательное значение – не только воспитание любви и уважения к родным и близким, но и приучаются уважать труд своих родителей, гордиться тем, как много они умеют.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами. Задача педагога - отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Для знакомства детей с «малой Родиной» (детским садом, близлежащими улицами, родным городом) – использую фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, элементы государственной и муниципальной символики – флаг, герб города.

Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Для этого оформила тематические папки на темы: «История возникновения города Тамбова», «Знаменитые земляки», «В годы ВОВ», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», разместила в уголке карту города, карту Тамбовской области, символику города и края. Имеется материал, знакомящий детей со славой и достижениями края, подобран поэтический материал о родном городе.

Для формирования представлений о родной стране в уголке размещаю карту России, наглядный материал, рассказывающий о городах России, столице Родины, символике городов, чем они знамениты, их главные достопримечательности. Знакомлю дошкольников с природными зонами нашей страны, в том числе, через использование макетов, народами, населяющими страну.

Материал о защитниках Отечества представлен иллюстрациями, тематическими папками на темы «Наши предки – славяне», «Богатыри земли Русской», «ВОВ», «Война 1918 года», «Российская армия», фотоматериалом «Памятники воинской славы». Подобраны художественная литература о богатырях, солдатах земли русской и дидактические игры по темам древняя крепость, военная техника, оружие войны. Помещаю в патриотический уголок портреты, художественную литературу, рассказывающую о великих соотечественниках, прославивших Россию.

Для знакомства с нашей планетой Земля уголок дополняю глобусом, детской картой мира, художественной литературой, иллюстрациями, тематическими папками, рассказывающими о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. В группе подобрана литература по фольклору – сказки, песенки, былины, предания. Оформлена картотека пословиц, поговорок о семье, труде, добре и зле, дружбе, Родине, смелости и отваге, войне и другие.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста невозможно через приобщение их к русской народной культуре. Знакомлю с предметами старины, русскими игрушками (различными куклами – закрутками из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т. д. ; куклами из деревянных чурбачков, оберегами, рассматриваем альбомы с изображениями народных костюмов, любуемся куклами в национальных костюмах. Использую полочку красоты для выставок изделий декоративно-прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. А грамотно организованная среда даёт возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. Даёт дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, способствует утверждению уверенности в себе.

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребёнка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди неё ребёнок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершаться

из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Духовно — нравственное развитие детей дошкольного возраста через организацию РППС группы»
Опубликовано: 23 августа 2022 в 19:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Духовно — нравственное развитие детей дошкольного возраста через организацию РППС группы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шибарова (УИ 1094811) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД