Елена Давыдова
Консультация для воспитателей и логопедов на тему: «Роль игры в Исправлении речевых нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы
В трудах отечественных и зарубежных ученых отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, - одна из основных сторон дошкольного воспитания.
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире.
Публикация «Консультация для воспитателей и логопедов на тему: „Роль игры в Исправлении речевых нарушений“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый,а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может использоваться при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях (индивидуальных и подгрупповых) как учителем-логопедом, так и воспитателем группы.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются особенности речевого развития дошкольников.
Несомненно, успешному проведению дидактических игр и упражнений способствует умелое педагогическое руководство ими. Важное условие в этом деле – эмоциональная сторона игры. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Здесь не обойтись без доброжелательности, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиваться положительного результата.
Важное условие результативного использования дидактических игр и упражнений в обучении – соблюдение последовательности в подборе дидактических игр и упражнений. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность повто-рения заданий.
Большое значение в коррекционной работе имеет проведение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, создает возможность действовать по словесному сигналу. Игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи. Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры – создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле». По словам Л. С. Выгодского, играя, ребенок учится «сознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение». В сюжетно-ролевой игре между детьми возникают ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития ребенка. Задача окружающих ребенка взрослых заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у него возможностей. Полнота развития игры, а следовательно, и ее воспитательная ценность повышаются при условии планирования воздействий педагога.
Всем известно изречение : «Движение есть жизнь». Следует рассматривать движение как фактор развития речи. Еще в 1969 г. замечательный отечественный ученый А. М. Фонарев, подводя итоги многолетнего фундаментального исследования, опубликовал статистические данные, свидетельствующие о том, что существует связь между мышечной системой и эмоциональной сферой ребенка.
Из-за неправильного физического воспитания, снижения двигательной активности развиваются расстройства ЦНС и внутренних органов, понижают эмоциональный и интеллектуальный тонусы. Движение способствует познанию окружающего мира, всестороннему общему развитию детей, их оздоровлению, развитию интеллекта, речи. Маленький ребенок постигает окружающий мир через действия. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас десятью минутами внимания, и если вы сумеете ими воспользоваться, они дадут в результате больше целой недели занятий», - советовал великий педагог К. Д. Ушинский. поэтому рекомендуется на занятиях с целью снятия интеллектуального и мышечного напряжения проводить физкультминутки. Не случайно первый этап развития мышления ребенка так и называется: наглядно-действенный. на действенном, двигательном строится образное, чтобы затем дать возникнуть логическому.
Педагоги, участвующие в эксперименте по стимулированию речевого развития подвижными играми, пришли к выводу, что последние развивают следующие качества:
сообразительность, концентрацию внимания;
координацию движений и зрительного восприятия;
координацию в системе «рука – глаз», являющуюся основой любых ручных умений и письменной речи;
координацию зрительного и слухового анализаторов с движениями головы, туловища, конечностей;
ориентировку в пространстве и пространственное воображение;
представление об окружающем мире и собственном теле, его возможностях;
выразительность речи;
пантомимические способности;
навыки общения, связной речи;
культуру речевого общения.
Подвижные игры помогают детям легко заучивать множество стихотворных текстов, что, несомненно, способствует развитию памяти.
Среди множества игр существуют такие, в которых необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в каком они были застигнуты определенным сигналом. Это игры : «Замри!», «Море волнуется…», «Стоп!». Есть и игры, где, наоборот, используются элементы расслабления, например: «Заводные игрушки», «Спящий лес», «Кот» (игры на релаксацию).
В подобных играх тренируется не только крупная, но и мимическая мускулатура, важная для становления четкой речи, дикции.
Подвижные игры развивают произвольность внимания. Игры-соревнования воспитывают такие качества, как стремление к победе, лидерство, что очень важно, особенно для мальчиков. Игры командами приучают детей сотрудничать,
согласовывать действия, проявлять доброжелательность, совестливость, взаимопомощь по отношению к сверстникам.
А сколько появляется рассказов после «Веселых стартов», «Забавного пятиборья» и других спортивных развлечений! Всем хочется поделиться впечатлениями: рассказать, изобразить, показать, повторить движение. Дети уже без руководства педагога самостоятельно пытаются повторить понравившуюся игру, и старшие обучают младших знакомым играм.
Большое влияние на исправление речи детей оказывают игры с содержанием инсценирования какого-либо сюжета – игры-драматизации. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.
Игра оказывает специфическое воздействие на становление, развитие детской речи. Дошкольников следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью и совершенствованию разговорной, обогащению словаря, совершенствованию звукопроизношения.
Используемая литература:
1. Нищева Н. В. Игры для развития речи, мышления, внимания. – СПб, Детство-Пресс, 2014.
2. РудикО. С. С детьми играем – речь развиваем, - М. 2014.