Консультация для воспитателей и родителей «Дух противоречия или непослушание»

Любовь Смирнова
Консультация для воспитателей и родителей «Дух противоречия или непослушание»

- Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир. (Н. И. Пирогов)

Воспитание детей — процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового поколения, страны и мира в целом.

Правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей. Вот только как это, "правильно"?

Существует множество взглядов на эту проблему. Психологи, педагоги, философы, религиозные деятели — все они высказывали различные мнения о том, как надо воспитывать детей. Зачастую эти мнения оказывались прямо противоположными. Как же быть родителям?

В наше время существует огромное количество противоречивой информации, ориентироваться в которой порой очень непросто. Что же нужно знать нам – воспитателям, родителям, чтобы не ошибиться в выборе?.

Прежде всего мы взрослые сами должны грамотно подойти к этой проблеме, изучить её и во всём разобраться.

Дух противоречия – тоже самое, что непослушание. Педагоги обычно предпочитают первый термин второму, но смысл их одинаков. Разве что первое понятие более объективное

В утверждении, что ребёнок непослушен, обычно кроется еще кое-что помимо самого факта непослушания – это невыполнение нашего распоряжения. К тому же, ребёнок может не слушаться именно нас, но быть послушным с другими людьми. Кроме того, мы можем ошибаться, делая столь широкий вывод, тогда как на самом деле в нём отражается лишь наше личное недовольство.

Дух противоречия, напротив понятие более общее. Оно означает, что враждебность ребёнка дошла до предела и стала проявляться в постоянном желании делать все наоборот.

Пример: Мы говорим белое, он чёрное, мы заявляем, что уже поздно, а он – рано.Мы отмечаем: Сегодня хорошая погода, он возражает – нет, отвратительная.

Но самое огорчительное, ребёнок не только у б е ж д ё н в том, что говорит, но и

п о с т у п а е т, согласно своему убеждению. Иметь дело с таким с таким ребёнком – всё равно, что беспрестанно «быть на войне» и воевать с ним, потому что он всё время находит, - против чего возразить или восстать.

Хотя многие связывают дух противоречия с определёнными периодами в развитии ребёнка, не всё так просто. Здесь нередко таится причина, которую предстоит обнаружить, потому что дух противоречия возникает на основе на основе чувства враждебности, родившегося у ребёнка. Вот почему наши усилия снять лишь внешние проявления непослушания не принесут никакого результата. Ведь они не ликвидируют истинные причины враждебности. И пока мы не дадим ему убедительных поводов проявить себя с хорошей стороны, до тех пор наказывать его за непослушание все равно что конопатить одну пробоину, чтобы тут же обнаружить несколько других.

Важно помните, если ребёнок всё чаще демонстрирует сопротивление в ответ на наши просьбы, нам воспитателям, родителям срочно нужно пересмотреть свои подходы к взаимодействию с ребёнком.

Это не сложно. Но,сначала ответьте себе на вопрос:

"Когда лично у вас возникает желание противодействовать просьбе другого человека?"

а/. Его слишком много в вашей жизни?

б/. Вы не считаете, что он вправе командовать?

в/.Вы ощущаете, что с ваше мнение не учитывается? Да кто он такой, в конце концов?

Ребёнок испытывает те же самые чувства.

- «Тайная гордость живет в сердце каждого человека, который восстает против тирании. Вы можете приказывать человеку, командовать им, но вы не можете заставит его уважать вас». (Хейцлитт)

Но как нам поступать в этих случаях?

Пример: «Макар, уже пора спать! – говорит мать сыну – уже 9 часов.»

- «Ну мамочка, ещё немножко. Завтра я пойду спать вовремя.» - заявляет Макар.

- «Нет, мы договорились ложиться спать сразу после программы «Спокойной ночи малыши» - мать начинает злиться.

- Ну почему обязательно в 9 часов? Завтра я могу лечь спать пораньше – торгуется сын.

- Мама почти срывается на крик: «Нет, я сказала спать, мы с тобой договаривались!»

Мать и сын "борются за сферу влияния". Обычно ребёнок пытается отстоять себя или свои решения, когда прежние его попытки привлечь к себе внимание столкнулись со слишком сильным "давлением" или назидательностью со стороны взрослых. Ребёнок воспринимает родительскоевлияние на себя примерно следующим образом:

-"На меня давят. Нужно проявлять силу и настойчивость, что бы тебя уважали". Мы сами формируем у ребёнка веру в стратегию силы:

-"Хочешь добиться — заставь", "Не хочешь подчиняться — сопротивляйся". "Если ты сильный, тебе не обязательно считаться с интересами других".

Ребёнок бросает вызов: "Ты не заставишь меня сделать это!"

Довольно часто ребёнок готов понести наказание, чтобы потом получить удовлетворение от чувства превосходства над "притеснителем". Воля родителя сталкивается с волей ребёнка. Нередко это заканчивается применением силы со стороны взрослого. При этом у ребёнка, закрепляется убеждение, что на других проще всего влиять с позиции силы.

Если в ответ на вашу просьбу, ребёнок отвечает отказом и при этом его взгляд выражает вызов, то скорей всего ваше поведение ребёнок воспринимает как давление. Вы можете "ломать" это поведение, тогда вы только усугубляете ситуаццию, а можете скорректировать реакцию ребенка.

Что же сделать, чтобы сопротивление не перешло в противостояние?

Когда мы сталкиваемся с сопротивлением, очень трудно удержать себя от спонтанных

и необдуманных действий. Зачастую "выход из себя" это самый привычный, хоть и примитивный способ реакции. Чтобы не допустить этого, нам важно сохранять ровный эмоциональный фон. Когда мы ищем ответ на вопрос "что я могу сделать, чтобы избежать сопротивления", мы начинаем подыскивать правильную стратегию, при этом не позволяем эмоциям захватить нас, так как думать и злиться одновременно не возможно. Как сказал П.Катон: - «У человеке в гневе открывается рот, и закрываются глаза». А, «Понимание – это улица с двусторонним движением. (Элеонора Рузвельт).

Корректировка включает в себя некие правила, которые нужно знать родителям и педагогам:

1. Нужно дать ребёнку право выбора

Мы хорошо знаем, что если хочется избежать сопротивления, сделайте ребёнка соавтором нужного решения. Это не сложно, нужно только дать ему возможность поучаствовать в решении. Если вы общаетесь с ребёнком, то его участие будет заключаться в выборе из одинаково устраивающих вас альтернатив.

Например: вместо того,чтобы приказать: "Ложись спать!",лучше предложить варианты выбора: "Когда ты будешь ложиться спать до программы «Спокойной ночи малыши», или после неё?"

Получив право на выбор, дети осознают, что все, что с ними происходит, связано с решениями, которые они принимали сами, поэтому кроме достижения цели, мы учим ребёнка делать выбор.

Для того чтобы предоставлять ребёнку разумные альтернативы, требуются терпение и практика, но, если вы проявите настойчивость, польза от такого воспитательного приёма будет огромной.

- Чем больший выбор вы даёте ребёнку, тем больше самостоятельности, и меньше будет ощущать, что вас "слишком много".

2. Дайте ребёнку время на переход от одного занятия к другому

Когда мы требуем от детей резко перейти от одного дела к другому (уйти домой от друга, где он находится в гостях, или лечь спать, необходимо давать время на переключение и подготовку.

Например: ребёнок увлечённо играет кубиками, но вам скоро нужно уходить.Фраза может выглядеть следующим образом:

- «Макар, нам через 10 минут нужно выходить. Ты сам соберёшь игрушки или хочешь, чтобы я помогла».

3. Давайте почувствовать ребёнку его ценность и важность!

Одной из главных потребностей любого человека является ощущение собственной ценности и важности в этом мире, в жизни близких людей. Если вы предоставите своему ребёнку такую возможность, он реже будет проявлять склонность к плохому поведению.

Например:

- «Мама, давай порисуем, говорит 4-летний мальчик.

- «Хорошо, но только после того, как я уберусь в доме».

- «Я тебе помогу» (мама пылесосит ковёр, Макар убирает свои игрушки на места).

После уборки, сын получает двойное подкрепление правильного поведения —похвалу от мамы:

"Спасибо сынок, ты уже настоящий помощник, внимательный и аккуратный, я бы без тебя так быстро не справилась»

И совместное рисование с мамой доставит Макару огромное удовольствие.

4. Договоритесь об условных знаках

Когда родитель и ребёнок хотят совместными усилиями отказаться от конфликтов, большую пользу может принести напоминание, относящееся к той или иной нежелательной стороне их поведения. Это может быть условный знак, замаскированный и непонятный для остальных для того, чтобы случайно не унизить или не смутить их. Придумайте такие знаки вместе.

В этом случае ребёнок учиться быть внимательным, и осознавая свою ответственность, научается замечать не только чужое поведение, но и контролирует свое.

Пример:

Папа и сын заметили, что слишком часто стали злиться друг на друга из-за того, что не всегда дослушивают мысль друг друга до конца и быстрей пытаются высказать своё мнение. Они условились, что тот, кто первый был не дослушан, продолжает говорить, но только без звука.

Когда собеседник замечал "песню рыбки", то сначала извинялся, а потом смеялись оба.

Это позволило научиться обоим, более внимательно относится к собеседнику.

5 Договор на "берегу"

Научить ребёнка контролировать свои желания очень важный навык, которым должен овладеть ребёнок.

Но ребёнку также важны основания, как и взрослому. Зачем контролировать желания? — потому, что мы договорились об этом.

Разве вы не злитесь, когда приходите в магазин, а ваш ребёнок начинает просить вас купить ему великое множество разных игрушек? Или когда вам нужно срочно бежать куда-нибудь, а в ту минуту, когда вы уже подходите к двери, ребёнок начинает хныкать и просит не оставлять его одного?

Эффективный способ справиться с этой проблемой — договориться с ребёнком заранее. Главное здесь — ваше умение держать своё слово. Если вы не сдержите его, ребёнок не станет вам доверять и откажется пойти навстречу.

Например, если вы собираетесь пойти в магазин за покупками, заранее договоритесь с ребёнком, что истратите только определённую сумму на какую-нибудь вещь для него. Ещё лучше, если вы отдадите ему эти деньги, и он сам сможет выбрать и купить себе что-то.

Важно заранее предупредить его, что ничего лишнего вы покупать не будете.

6. Поведение, которое трудно изменить, нужно взять под контроль

Бывают случаи, когда вы, сколько не пытались, не можете справиться с некоторым поведением и привычками.

- Приём "угасание": это своего рода уловка. Он оказывает действие в ряде случаев, когда больше ничего не помогает.

Наш организм обучается совершать действие в ответ на определённый стимул, и поведение начинает подчиняться стимулу только тогда, когда он есть — в его отсутствие поведение начинает угасать. Эту естественную закономерность можно использовать для того, чтобы избавиться от любого типа нежелательного поведения, сделав так, чтобы оно осуществлялось только по сигналу, а затем, перестав давать этот сигнал.

Например: «Выходя на прогулку с детьми, сколько я не пыталась объяснить детям что в осенне- весенний период перед уходом домой сильно бегать нельзя, так как устав и вспотев они набегавшись занимаются более спокойной деятельностью или присаживаются на скамейку – быстро остывают, а потом простывают и болеют. Всё было безрезультатно».

Тогда, мы придумали правило правой и левой руки. На поднятие левой руки дети бегали, на поднятие правой дети занимались спокойными играми. Игра детям очень понравилась. Со временем я все реже поднимала левую руку

У одной мамы, сын начал сквернословить, причём это были не случайные употребления, а вполне осознанные. Тогда мама, услышав новые "шедевры", усаживала своё чадо за стол и окружала себя словарями. Еёдевиз был такой: "Если уже ты употребляешь эти слова, нужно узнать все их значения и происхождение". Процесс погружения в изучение "интересных" слов не особо захватывал ребёнка. Нужно ли говорить, что очень быстро мальчик стал контролировать свою речь. Когда мы "изучаем" плохое поведение и пытаемся его узаконить, оно становится менее желанным и забавным.

7. Ищите совместные решения из спорных ситуаций

Переговоры с ребёнком ничем не отличаются от переговоров взрослых, единственная разница в том, что мы не можем допустить, чтобы одна из сторон оказалась в проигрыше, хотя это возможно. Поэтому наша задача не столько выйти победителем в переговорах, сколько научить ребёнка находить взаимовыгодные решения. Не пытайтесь уговорить оппонента сделать то, что хотите вы, или отговорить от того, что хочет сделать он. Придумайте такое решение, в результате которого вы оба получите то, что хотите.

8. Научите детей говорить "нет"

Причина многих конфликтов заключается в том, что дети очень дорожат нашими отношениями и получая какое-либо задание, не осмеливаются нам отказать. Если мы культивируем беспрекословное и безоговорочное подчинение, то нужно быть готовыми к скрытому сопротивлению, саботажу, уклонению, нарушению договорённостей. Все, что ни попросишь ребёнка сделать, будет делаться кое-как, с таким расчётом, что вам самим придётся доделывать эту работу. У вас пропадёт всякое желание просить их сделать это ещё раз! Некоторые дети даже притворяются больными и немощными.

Если дети умеют говорить "нет" прямо, то и отношения с ними становятся более откровенными, открытыми. Очень важно научить наших детей вежливо отказывать. Умение сказать "нет" будет им просто необходимо в общении со сверстниками. Когда дети подрастут, это умение пригодится им, чтобы чётко определить свою позицию в отношении наркотиков, алкоголя, секса, в любых ситуациях, когда кто-нибудь будет сбивать их с пути истинного. А если не вы научите их этому, то кто же?

Один из наилучших способов научить ребёнка вежливо говорить "нет" — показать это на собственном примере. Ваше "нет" может найти своёвыражение в словах: "Мне не хочется".

Нам нужно быть особенно внимательными, чтобы сказать это "нет" спокойным и уважительным тоном вместо озлобленного "нет", к которому мы привыкли.

9. Избегайте предсказуемых действий

Предсказуемая реакция на плохое поведение ребёнка — это именно то, что ребёнок ожидает от нас. Неожиданный поступок может сделать ошибочную цель поведения ребёнка неуместной и бессмысленной.

Мой близкий знакомый столкнулся с тем, что его 4-х летняя дочь закатила истерику. Он спокойно вывел еёв другую комнату со словами: "Когда успокоишься, выходи". Через время дочь, всхлипывая, вышла к папе. Папа уже закончил свои дела, поэтому мог уделить внимание ребенку.

Он спросил: "Что это ты исполнила, как называется твой концерт?" "Я не знаю" — ответила дочь. После чего папа посадил дочь на своё место и сказал, что она теперь папа, а он дочь и пусть она посмотрит, как это было. И сыграл истерику вместо дочери. Сначала дочь испугалась, потом смеялась,а потом подошла к папе и сказала: "Ты так больше не делай".

Мы снова и снова пытаемся исправить то или иное поведение детей, применяя один и тот же метод, которым всегда до этого пользовались, а потом удивляемся, почему ничего не получается. Многие родители так и не понимают, что наши дети считывают наше поведение и предугадывают наши действия, а после начинают нами управлять. Мы можем изменить подход к проблеме и предпринять неожиданный шаг. Часто этого бывает достаточно, чтобы изменить негативное поведение ребёнка раз и навсегда.

1. Играйте с детьми

Игра — это великая сила и универсальный инструмент воспитания. Другое дело, что у нас не всегда есть время на игру. Но поверьте, любое нелюбимое ребёнком занятие можно превратить в весёлое и забавное время препровождение.

Недавно моя 16-ти летняя дочь спросила у мамы: "Как получается, что когда кормят ребёнка, говорят ложку за папу, ложку за маму, а входит целая тарелка". Мы, как раз, сидели и обедали, а моя жена провела ребёнку мастер-класс. Мы давно так не смеялись, все получили удовольствие, особенно дочь. К чему этот пример? К тому, что если вы умеете вовлекать ребёнка в игру, то даже сложные вещи, вашему ребёнку будут даваться легко.

Хочется ещё раз повторить, что самое полезное в данном случае – просто улучшить наши взаимоотношения с ребенком. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверены, что мы любим их. В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении изменить их поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши указания – это прежде всего признак недовольства ими, недостаток или отсутствие нашей любви. Единственный способ преодолеть подобную трудность – постараться поменьше читать им мораль и почаще развлекаться с ними. Пройдет, возможно, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменится, но, если мы сумеем сохранять спокойствие и терпение,все это даст хорошие результаты: малыш перестанет противоречить нам, ибо он делал это лишь для того, чтобы привлечь к себе наше внимание, которого ему не доставало. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он поверил в наше доброе отношение к нему, сам собой исчезнет и дух противоречия.

«Сохраняйте спокойствие, гнев никогда не был аргументом». (Д. Уэбстер)

«Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой». (Эзоп)

Подготовила воспитатель МБДОУ 49

г. Невинномысск Ставропольский край.

Смирнова Любовь Николаевна

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Чем заняться в выходные или непогоду» Вечный вопрос работающих родителей — чем занять ребёнка в выходные или непогоду. Да ещё так, чтобы время прошло не впустую, а чему-то научились,.

Консультация для родителей «Детская фантазия или ложь?» Все мы хотим, чтобы наши дети росли честными людьми, и вдруг: - Кто разбил чашку? - Это не я! Понимаешь, мама, прилетал Карлсон… Что же.

Консультация для родителей «Детское непослушание в 2–3 года» Данный возрастной период у детей знаменуется проверкой родителей на прочность и «прощупывать» границы дозволенного. Здесь особенно важно.

Консультация для родителей. «Послушный ребенок-мечта родителей или… повод задуматься?» Из разговора двух молодых мам: «Тебе хорошо рассуждать, твоя Вика - спокойная, послушная девочка, а мой Сашка как юла - часами крутится,.

«В здоровом теле — здоровый дух». Консультация для родителей В здоровом теле – здоровый дух Уважаемые, родители, всегда на первое место в развитии ребенка ставьте спорт! Всегда находите время на физические.

Консультация для родителей «Запрещать или уступать» Какая реакция исходит от нас на действия детей, если они противоречат нашим желаниям и ожиданиям? Зачастую гневно ругаем свое чадо. Однако.

Мама или детский сад. Консультация для родителей Вспомним фразу Л. Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние. От зародыша.

Консультация для родителей «Мультфильмы: вред или польза?» МУЛЬТФИЛЬМЫ. ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА? Мультики… Чаще всего первыми «картинками» в голове каждого человека будут добрые воспоминания о беззаботном.

Рекомендации для родителей «Непослушание и наказание ребёнка» Если ребенок не слушается наказание для него должно быть естественным. Именно этому важно научить — пониманию естественности и неотвратимости.

Консультация для родителей «Невинные фантазии или?…» Жизнь любого малыша наполнена фантазиями и выдумками. Они – ее неотъемлемая часть. Это одна из основных особенностях дошколят. Они видят.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для воспитателей и родителей «Дух противоречия или непослушание»
Опубликовано: 31 октября 2018 в 19:08
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 августа. День арт-терапии на МААМ

Исцелению посредством творчества и искусства посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий,  чтобы заняться с ребенком арт-терапией и открыть для себя новые...

2 августа. День оленя в России

Празднование этого профессионального праздника всех оленеводов установлено на завершение летнего выпаса оленьих стад и подготовке к их перекочёвке на зимние пастбища. Очередной тематический день мы...


Горячие темочки