Получи документы

Консультация для воспитателей «Как сделать речь детей выразительной»

Чистохина Ирина
Консультация для воспитателей «Как сделать речь детей выразительной»
▼ Скачать + Заказать документы

Если смотреть вглубь веков, то древнегреческое слово «схола» имело следующее значение: отдых, занятия на досуге, а также умная беседа. А римская школа называлась «скала»-лестница. Учиться-значит совершать восхождение. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.

Девиз: «Давайте говорить правильно!»

Дар слова- важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К. Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и …блеск красок и шум садов и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы,

Публикация «Консультация для воспитателей „Как сделать речь детей выразительной“» размещена в разделах

Но, к сожалению, не каждому дано освоить это богатство слова. Если в арсенале у А. С. Пушкина была 21 тысяча слов, то многие наши современники обходятся куда меньшим количеством слов, что является показателем уровня мышления, культуры общения.

На наших уроках мы будем говорить о правильной речи и о недостатках, которые нередко встречаются в нашей речи. К хорошей речи предъявляется множество требований:

Первое требование- содержательность речи

Надо избегать многословия и пустословия. Одну и ту же мысль можно выразить коротким и сложным предложением. Употребление сложных предложений-отличительная черта книжного стиля, или письменной речи. В разговорной речи мы чаще используем простые предложения, компенсируя мимикой, пантомимикой.

Второе требование-логичность речи,т. е рассуждения д. б. конкретны и определенны, логически последовательны.

Третье требование к речи-точность, ясность, простота.

Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи придает ей ясность, ясность вытекает из точности. Шопенгауэр говорил: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.» Чтобы ясно и точно излагать свои мысли необходим достаточный словарный запас, его недостаток приводит к использованию слов-сорняков: «ну», «как его», «так сказать», «это самое».

Четвертое требование к речи-ее богатство.

Это количество слов, которые мы используем. В толковом словаре В. И. Даля собрано 250 тысяч слов. -поистине «великий и могучий русский язык».

Но в устах малокультурных людей он становится бедным, скучным, грубым и неблагозвучным.

Критерием богатства языка является использование многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов и крылатых выражений.

Пятое требование к речи-ее чистота.

Речь подвержена разнообразным влияниям, засорению, оскуднению. Нашу речь засоряют вульгаризмы, бранные, иноязычные слова.

Шестое требование- уместность речи.

Тесно связана с ее стилем. Ведь мы по-разному говорим, строя свою речь на официальном собрании, общаясь с близкими. Общению людей в быту соответствует разговорный стиль, общению граждан с государственными учреждениями- официально-деловой, научной деятельности-научный стиль, агитационно-массовой деятельности-публицистический, словесно-художественному творчеству-художественный стиль.

Цицерон говорил: «В речи, так же как в жизни надо всегда иметь в виду, что

уместно».

Седьмое требование к речи-ее правильность.

Это касается всех сторон языка- произношения, ударения, словообразования, грамматики, а на письме предполагает соблюдение правил орфографии и пунктуации.

Восьмое требование к речи-ее образность.

.Обычно присутствует в художественном произведении, где художественная мысль выражается при помощи различных выразительных

средств- сравнений, метафор, эпитетов, гипербол и т. д.

Искусству образной речи нас учат поэты и писатели, используя разные языковые средства.

Сравнение-образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, состояний, обладающих общим признаком.

«Жеребец под ним сверкает

Белым рафинадом».

Кленовый лист напоминает нам янтарь».

Н. Заболоцкий.

Эпитет- образная характеристика кого-либо или чего-либо посредством выразительного прилагательного.

«От весел к берегу кудрявый след бежал»

А. Фет.

Метафора-это слово, или выражение, употребленное не в прямом, а в переносном смысле.

«Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синее блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой» А. С. Пушкин.

Гипербола-образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление.

«Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот,

И никто не разберет, где ворота, а где рот.»

Девятое требование к речи- ее живость, эмоциональность, выразительность.

Говорить «своими» словами очень сложно. К сожалению, мы часто говорим скудным, маловыразительным языком. Общая культура речи включает в себя звуковую культуру: правильное звукопроизношение, нормальное речевое дыхание, умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности.

Десятое требование к речи-ее благозвучие.

Это работа над ее звуковой стороной. Поэт, писатель отбирает не только слова,но и звуки, чтобы рассказать о каком-то явлении.

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.»

(Звук «р» передает что-то рокочущее).

М. Ю. Лермонтов «Русалка»

«Русалка плыла по реке голубой,

Озаряемая полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

Волна на волну набегала,

Волна подгоняла волну».

Публикации по теме:

«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3 «Как сделать фон»«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3 «Как сделать фон» «Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета вечер, Какого цвета ветер.» А действительно, какого цвета ветер? Вот ветер,.

«Воспитание выразительной речи у детей». Консультация-практикум для родителей в клубе «На пороге школы» "Воспитание выразительной речи у детей. "Консультация - практикум для родителей в клубе "На пороге школы. " В понятие «выразительная речь».

Консультация для родителей «Как развить речь ребенка?» Хотим рассказать вам о непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. Дети отвлекаются, устают, долго не могут сосредотачиваться.

Консультация для начинающих воспитателей «Речь и речевое развитие детей младшего возраста» С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебет птиц и т. д. Но из всех звуков, воспринимаемым ухом.

Консультация для родителей «Как сделать зарядку любимой привычкой ребёнка»Консультация для родителей «Как сделать зарядку любимой привычкой ребёнка» Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не.

Консультация для родителей и педагогов «Как сделать прогулку ребёнка интересной и содержательной» При организации на улице прогулки надо помнить о безопасности детей и о создании атмосферы радости. Эти положения являются основополагающими.

Консультация для родителей «Как сделать прогулку приятной и полезной» Консультация для родителей: «Как сделать прогулку приятной и полезной» Для наших детей зима -  долгожданная и любимая пора. Они знают:.

Консультация для родителей «Утреннее расставание с мамой: как сделать легче?» Ваш малыш уже некоторое время ходит в детский сад, и у него осталась только одна сложность – отпустить утром маму от себя. Как ему в этом.

Консультация для воспитателей «Движение и речь» Часто у дошкольников с патологией речи можно наблюдать комплексные нарушения. Дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и.

Консультация для воспитателей «Сенсорный опыт и речь ребенка» На протяжении всей истории человечества доказывает,что движение руки тесно связано с речью. Еще наши предки заметили, движение пальцев тесно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Как сделать речь детей выразительной»
Опубликовано: 12 июля 2017 в 06:55
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Как сделать речь детей выразительной»» (включая файлы) размещена пользователем Чистохина Ирина (УИ 1226376) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД