Чистохина Ирина
Консультация для воспитателей «Как сделать речь детей выразительной»
▼ Скачать + Заказать документы
Если смотреть вглубь веков, то древнегреческое слово «схола» имело следующее значение: отдых, занятия на досуге, а также умная беседа. А римская школа называлась «скала»-лестница. Учиться-значит совершать восхождение. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.
Девиз: «Давайте говорить правильно!»
Дар слова- важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К. Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и …блеск красок и шум садов и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы,
Публикация «Консультация для воспитателей „Как сделать речь детей выразительной“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Но, к сожалению, не каждому дано освоить это богатство слова. Если в арсенале у А. С. Пушкина была 21 тысяча слов, то многие наши современники обходятся куда меньшим количеством слов, что является показателем уровня мышления, культуры общения.
На наших уроках мы будем говорить о правильной речи и о недостатках, которые нередко встречаются в нашей речи. К хорошей речи предъявляется множество требований:
Первое требование- содержательность речи
Надо избегать многословия и пустословия. Одну и ту же мысль можно выразить коротким и сложным предложением. Употребление сложных предложений-отличительная черта книжного стиля, или письменной речи. В разговорной речи мы чаще используем простые предложения, компенсируя мимикой, пантомимикой.
Второе требование-логичность речи,т. е рассуждения д. б. конкретны и определенны, логически последовательны.
Третье требование к речи-точность, ясность, простота.
Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи придает ей ясность, ясность вытекает из точности. Шопенгауэр говорил: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.» Чтобы ясно и точно излагать свои мысли необходим достаточный словарный запас, его недостаток приводит к использованию слов-сорняков: «ну», «как его», «так сказать», «это самое».
Четвертое требование к речи-ее богатство.
Это количество слов, которые мы используем. В толковом словаре В. И. Даля собрано 250 тысяч слов. -поистине «великий и могучий русский язык».
Но в устах малокультурных людей он становится бедным, скучным, грубым и неблагозвучным.
Критерием богатства языка является использование многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов и крылатых выражений.
Пятое требование к речи-ее чистота.
Речь подвержена разнообразным влияниям, засорению, оскуднению. Нашу речь засоряют вульгаризмы, бранные, иноязычные слова.
Шестое требование- уместность речи.
Тесно связана с ее стилем. Ведь мы по-разному говорим, строя свою речь на официальном собрании, общаясь с близкими. Общению людей в быту соответствует разговорный стиль, общению граждан с государственными учреждениями- официально-деловой, научной деятельности-научный стиль, агитационно-массовой деятельности-публицистический, словесно-художественному творчеству-художественный стиль.
Цицерон говорил: «В речи, так же как в жизни надо всегда иметь в виду, что
уместно».
Седьмое требование к речи-ее правильность.
Это касается всех сторон языка- произношения, ударения, словообразования, грамматики, а на письме предполагает соблюдение правил орфографии и пунктуации.
Восьмое требование к речи-ее образность.
.Обычно присутствует в художественном произведении, где художественная мысль выражается при помощи различных выразительных
средств- сравнений, метафор, эпитетов, гипербол и т. д.
Искусству образной речи нас учат поэты и писатели, используя разные языковые средства.
Сравнение-образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, состояний, обладающих общим признаком.
«Жеребец под ним сверкает
Белым рафинадом».
Кленовый лист напоминает нам янтарь».
Н. Заболоцкий.
Эпитет- образная характеристика кого-либо или чего-либо посредством выразительного прилагательного.
«От весел к берегу кудрявый след бежал»
А. Фет.
Метафора-это слово, или выражение, употребленное не в прямом, а в переносном смысле.
«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синее блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой» А. С. Пушкин.
Гипербола-образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление.
«Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот,
И никто не разберет, где ворота, а где рот.»
Девятое требование к речи- ее живость, эмоциональность, выразительность.
Говорить «своими» словами очень сложно. К сожалению, мы часто говорим скудным, маловыразительным языком. Общая культура речи включает в себя звуковую культуру: правильное звукопроизношение, нормальное речевое дыхание, умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности.
Десятое требование к речи-ее благозвучие.
Это работа над ее звуковой стороной. Поэт, писатель отбирает не только слова,но и звуки, чтобы рассказать о каком-то явлении.
«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.»
(Звук «р» передает что-то рокочущее).
М. Ю. Лермонтов «Русалка»
«Русалка плыла по реке голубой,
Озаряемая полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Волна на волну набегала,
Волна подгоняла волну».