Получи документы

Консультация для воспитателей «Математика в проблемных ситуациях для детей дошкольного возраста»

Елена Чужайкина
Консультация для воспитателей «Математика в проблемных ситуациях для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие у дошкольника не может сводиться к обучению счету, измерению и вычислению. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.

Представьте себе следующую картину. Все дети сосредоточенно решают предложенную им задачу. Петя тоже что-то пытается делать, но пока у него ничего не получается. Педагог поглаживает мальчика по голове и уже третий

Публикация «Консультация для воспитателей „Математика в проблемных ситуациях для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

раз тихо говорит ему одну и ту же фразу: «Думай, Петя, думай!». Петя поднимает глаза и спрашивает: «А как думать, Елена Петровна?»

Как научить маленького ребенка думать? Очевидно, что научить ребенка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация (ПС)ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность решить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики.

Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:

- постановки, формулирования проблемы;

- выдвижения предложений и гипотез;

- выбора, проверки, обоснования гипотез;

- подведения итогов, вывод.

Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.

Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого. Это могут быть:

система вопросов, переформулирование условий задачи;

наводящие задачи или задачи-подсказки;

цепочка наводящих задач;

готовый вариант решения.

Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел и фигур. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Развиваются его творческие способности.

Авторы надеются, что эта книга поможет взрослым сделать путешествие ребенка в мире чисел и геометрических фигур увлекательным и полезным.

Проблемно-игровые ситуации с множествами и числами.

Ситуация 1. «Как Белоснежка считала гномов»

Количественный счет: количество предметов не зависит от того, где они находятся и как их считать: справа налево или слева направо (направление счета).

Сюжет. За столом у Белоснежки собрались гномики. Чтобы их угостить пирожными, ей нужно узнать, сколько гномиков пришло в гости. Сначала Белоснежка пересчитала их слева направо, а затем справа налево. «Каждый раз у меня получается одно и то же число!» - удивилась Белоснежка.

Вопрос. Почему у Белоснежки получилось одно и то же число?

Варианты ответов.

1. Получилось число семь, потому что гномиков в сказке семь.

2. Считать можно с разных сторон, получается одно и то же число.

Решение проблемы. Вспомнив сказку, дети высказывают первое предположение: сколько гномиков в сказке, столько гномиков было в гостях у Белоснежки.

Второе предположение можно проверить на практике. Дети выкладывают гномиков в ряд и пересчитывают их слева направо и справа налево так, как это делала Белоснежка. Дети понимают, что направление счета (слева направо или справа налево) не имеет значения, когда нужно узнать количество предметов. Всегда получается одно и то же число.

Вывод. Количество предметов не зависит от направления счета.

Задания на закрепление материала. Дети применяют различные способы счета. Предметы могут быть расположены в ряд, по кругу или беспорядочно. Каждый раз ребята убеждаются в том, что количество предметов не зависит от их расположения, качественных признаков (формы, цвета) и направления счета.

Детям нравится игра «Где десятый пальчик?» педагог задает вопросы, предлагая решить игровую ситуацию : сколько пальцев на одной руке? На двух? «Покажите. Я считаю пальцы на одной руке, начиная с большого пальца: 1,2,3,4, 5 и обратно: 6,7,8,9. Где десятый пальчик?»

«Сколько шариков по вертикали? Сколько шариков лежит по горизонтали? Сколько всего шариков?»

Обычно детям интересно выполнять задание «Придумай вопросы со словом «сколько», потому что они любят соревноваться – кто придумает больше вопросов.

Ситуация 2. «Который гномик будет вратарем?»

Порядковый счет: порядковый номер предмета зависит от того, с какой стороны начинается счет. Количественный и порядковый счет.

Сюжет. Гномики захотели участвовать в футбольном матче. Чтобы выбрать вратаря, они встали в ряд. Все решили, что вратарем будет гномик в темном колпачке.

Белоснежка. Вратарем будет гномик, который стоит на шестом месте.

Гном. Но я стою на втором месте.

Вопросы. Кто прав? На каком по порядку месте стоит гномик в темном колпачке?

Варианты ответов.

1. Гномик в темном колпачке стоит на шестом месте.

2. Гномик в темном колпачке стоит на втором месте.

Решение проблемы. Большинство детей утверждает, что гномик в темном колпачке стоит на шестом месте. Они пересчитывают гномиков слева направо и убеждаются в том, что верным является первый вариант ответа. (При счете дети используют порядковые числительные).

Кто-то из ребят считает, что гномик в темном колпачке стоит на втором месте. Многие говорят, что это не так. Дети с помощью педагога находят место гномика, считая слева направо и справа налево. Оказывается, гномик стоит и на шестом месте, и на втором месте одновременно. Так дети начинают понимать, что порядковый номер предмета зависит от направления счета.

Вывод. Когда предметы расположены в ряд (линейно упорядочены, номер предмета зависит от направления счета.

Задания на закрепление материала. Играя с множеством предметов, дети учатся различать вопросы: сколько? Который?

Для этого предлагаются следующие вопросы:

- Где живет жук?

- Который дом сторожит щенок?

Ситуация 3. «Как лягушонок научился считать»

Порядковый счет: порядковый номер предмета зависит от того, как считать – слева направо или справа налево.

Сюжет. На озере жили цапля и лягушонок. У каждого из них была своя кочка-домик. Цапля жила между четвертой и шестой кочками, считая слева. А лягушонок помнил только, что его домик находится на пятой кочке.

Вопросы. Где живет лягушонок? Как лягушонку найти свой домик?

Варианты ответов.

1. Лягушонок живет на пятой кочке, если считать слева направо.

2. Лягушонок живет на любой кочке, где не живет цапля.

3. Лягушонок живет на пятой кочке, если считать справа налево.

Решение проблемы. Сначала все дети сразу находят домик лягушонка, считая слева направо. Некоторые тут же отвергают это решение, считая, что цапля и лягушонок не могут жить в одном домике, потому что цапля может проглотить лягушонка. Ведь она живет на пятой кочке (между четвертой и шестой).

Второй вариант тоже отклоняется, так как по условию задачи лягушонок живет на пятой кочке. Дети приходят к выводу, что правильный – третий вариант ответа. Дети находят пятую кочку, считая справа, - там домик лягушонка. Они убеждаются, что при определении места предмета нужно всегда указывать, с какой стороны считать.

Вывод. Место предмета зависит от порядка и направления счета.

Задания на закрепление материала. Дети продолжают играть с лягушонком и учат его считать. Педагог раздает карточки, на которых нарисованы кочки. Стрелками указывается порядок и направление перемещения лягушонка с кочки на точку.

Если направление счета не указывается, то считать следует слева направо.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.

Консультация для воспитателей и инструкторов по ФК «Развитие быстроты движений у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и инструкторов по ФК «Развитие быстроты движений у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей и инструкторов по ФК: «Развитие быстроты движений у детей дошкольного возраста» Быстротой называется способность.

Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая»Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая» Наступил весенний месяц май. Он принес нам еще один весенний праздник – 1 Мая. 1 Мая – один из общереспубликанских праздников в Республике.

Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация для воспитателей и родителей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и родителей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей, родителей: «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста» Ловкостью называется способность быстро овладевать.

Опыт работы по использованию визуальной поддержки дошкольников в режимных моментах и проблемных ситуациях Новейшая разработка алгоритма одевания на прогулку в нашем ДОУ Группу детского сада посещает 30 детей и, конечно, случается множество проблемных.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Математика в проблемных ситуациях для детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 09:01
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Математика в проблемных ситуациях для детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чужайкина (УИ 270688) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД