МААМ-картинки

Консультация для воспитателей Методика заучивания стихотворения

Мадина Курбанова
Консультация для воспитателей Методика заучивания стихотворения

Заучивание стихотворения - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. В стихотворении рассматриваются две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность).Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно "рисуют " его содержание. Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи :

Публикация «Консультация для воспитателей Методика заучивания стихотворения» размещена в разделах

1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.

2. Учить детей читать стихи выразительно.

Обе задачи решаются одновременно. Если в начале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.

1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажает или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляются неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности.

2. Заучивание стихотворения целиком (не по строкам и строфам, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого- то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям.

4. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности. Молчаливым предлагают ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым- приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.

5. Необходимо создавать "атмосферу поэзии" в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке. в повседневном общении, на природе.

Построение занятия по заучиванию стихотворения. В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора. После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание. С целью глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводить его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Повторно произведение читается с установкой на запоминание. После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дели запоминают текст, воспитатель подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала будет не очень удачна. Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей. после заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему.

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:

-игровые (стихотворение А. Барто "Мячик" читается и обыгрывается с куклой и мячом);

-досказывание детьми рифмующего слова;

-чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;

-частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива;

-драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

-воспроизведение игровых стихов методом игры( "Телефон" К. Чуковского).

На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения подсказ нужной интонации. Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох). Выразительность исполнения требует развития техники речи :дикции, дыхания. Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто "Игрушка"). У детей младше четырех лет еще не достаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желание запоминать и выразительно читать стихи. Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни. Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.

Литература: М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», Москва 1998г.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Методика проведения ОВД» «Методика проведения ОВД» К основным видам относятся: ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, метание и ловля, упражнения в сохранении.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Структура прогулки: 1. Наблюдение. 2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей,.

Консультация для родителей «Методика М. Монтессори. Зона упражнений практической жизни» Консультация для родителей: «Методика М. Монтессори. Зона упражнений практической жизни» Воспитатель: Безуглая С. В. Известный итальянский.

Консультация для воспитателей «Методика приобщения к малой Родине» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» Шатурского муниципального района Московской области.

Консультация для воспитателей. «Игры на утренниках и развлечениях. Методика проведения» «ВСЯ НАША ЖИЗНЬ – ИГРА» В жизни человека всегда присутствует игра. Мы, порой, даже не замечаем этого. А жизнь ребёнка проходит в игре. Во.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Рекомендации для воспитателей «Методика ознакомления детей со словесным составом предложения» К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов.

Составление мнемотаблицы для эффективного заучивания стихотворенияСоставление мнемотаблицы для эффективного заучивания стихотворения Здравствуйте, уважаемые коллеги! В преддверии праздника «День космонавтики», предлагаю вашему вниманию мнемотаблицу для заучивания стихотворения.

Стихотворения для воспитателей. Воспитатель рядом с нами Сколько есть профессий разных: Сразу всех не перечесть. Повара есть, водолазы, Лётчики, артисты есть. А детей.

Творчество воспитателей. Стихотворения Город мой любимый, Ставрополь родной! Ты такой красивый, чистый, небольшой! Улицы зелёные, площади в цветах, Ангел возвышается, освящая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей Методика заучивания стихотворения
Опубликовано: 30 сентября 2017 в 16:32
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД