Мария Прокофьева
Консультация для воспитателей «Значение образовательного пространства в ранней социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная жизнь общества определила основную цель системы образования – подготовку подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном и поликультурном обществе. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, время, когда определяются траектории его дальнейшего развития.
Публикация «Консультация для воспитателей „Значение образовательного пространства в ранней социализации дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Сегодня объективно возросло влияние личности на судьбы исторического процесса, а также появилась колоссальная для каждого человека ответственность за эти судьбы перед прошлым, настоящим и последующими поколениями человечества. В связи с этим особо актуальным является вопрос о создании условий для проявления индивидуальности человека, его творческого начала. Изначально каждый человек индивидуален и неповторим. Зачастую, взрослея и адаптируясь к социуму, он, как правило, частично утрачивает свою неповторимость. Условия и истоки успешной социализации личности кроются в детском возрасте.
Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения в законе «Об образовании» называется в числе одной из социально значимых задач современного российского общества. В свете такой формулировки приобретает важность проблема создания максимально благоприятных условий в едином образовательном пространстве. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Цель данной работы показать, как образовательное пространство влияет на формировании личности ребенка. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Проектируя образовательное пространство, важно создать условия для физического комфорта ребенка, его эстетического развития, создания душевного благополучия. Необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т. е. ребёнок должен стать частью социума. Социализация дошкольников в образовательном процессе должна способствовать не только формированию у ребёнка социально-значимых качеств, умений, поведения, но и актуализировать его Я, поддерживать, сохранять, раскрывать способности и индивидуальные возможности. Индивидуализация детей должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценки, индивидуальных действий как составляющих Я, но и на формирование у детей умений применять их для решения социальных задач (установления контактов, отношений с другими людьми, участия в совместной деятельности, общении и т. д.). Социализация-индивидуализация детей может выступать как процесс, механизм, результат взаимосвязей, взаимопереходов между представлениями, отношениями, поведением социальной и индивидуальной направленности.
Социализация и индивидуализация как основа социогенеза и сущностные характеристики процесса социального развития человека. Понятие социального развития в широком и в узком смысле слова. Педагогический подход к пониманию социального развития как результата социального воспитания. Понимание социализации в разных психологических и педагогических теориях. Отличительные характеристики процесса социализации у взрослых и детей. Я-социальное, личностное как результат социализации, его содержательная характеристика.
Индивидуализация – основа становления индивидуального, внутреннего, сущностного Я. Социально-адаптивная индивидуальность – результат гармонизации Я-социального и Я-индивидуального.
Ребенок становится социальным существом, человеком разумным, личностью со всеми присущими ей общими, типичными и индивидуальными свойствами только в обществе, взаимодействуя с себе подобными.
Становление личности и индивидуальности ребенка осуществляется в ходе социогенеза, основу которого составляют процессы социализации и индивидуализации. Социализация и индивидуализация являются психологическими механизмами социального развития человека. Именно в процессе социального развития происходит присвоение социокультурных ценностей и становление социальной сущности человека, социально-психологической зрелости личности и ее индивидуальной позиции в обществе. Внимание ученых прежде всего к вопросам становления социальной сущности человека естественно, так как его развитие, жизнедеятельность и деятельность возможны только в обществе. Общественная сущность личности как атрибутивной характеристики каждого человеческого субъекта, благодаря чему он регулирует свои отношения с объективной действительностью, признается как зарубежными, так и отечественными учеными (Т. Айзенк, Дж. Гилфорд, Э. Кречмер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Юнг, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и мн. др.).
Понятие «социальное развитие» рассматривается как в широком, так и в узком смысле слова. Под социальным развитием в широком смысле понимается процесс становления человека как социального существа под влиянием общества. Л. С. Выготский пишет: «Слово «социальное» в самом широком смысле обозначает, что все культурное является социальным. Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития».
Таким образом, с одной стороны, понятие «социальное развитие» рассматривается как широкое, вбирающее в себя понятие «личность», а процесс социального развития выступает условием формирования личности. В более узком значении социальное развитие рассматривают как процесс, который сопровождает формирование личности и составляет ее сущность.
Главный смысл социального развития ребёнка заключается в присвоении общественной сущности человека – от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризованных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и значения в нём.
В процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Процесс усвоения социокультурного опыта называют социализацией. В то же время человек
приобретает и всё большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. происходит его индивидуализация. По сути, индивидуализация и социализация являются необходимыми, неразрывно взаимосвязанными компонентами единого процесса социально-личностного развития, определённый уровень которого порождает самодетерминацию, самоуправление личности, сознательно организующей свою собственную жизнь, а значит, и определяющей в той или иной мере своё собственное развитие.
Понятие индивидуальности (как и понятие личности) относится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем, личность и индивидуальность - это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими.
Сформированная личность есть субъект свободного, са-мостоятельного и ответственного поведения в социальных сообществах.
Индивидуальность - целостное психическое образование человека, возникшее как результат рефлексирования, самосознания своих личностных свойств, вследствие чего возникает особый, уникальный способ функционирования личности. Благодаря такой индивидуальности человек становится уникальным, единственным в своём роде, а не ещё одним человеком среди множества других людей.
Развивающие функции процесса социализации состоят в том, что индивид присваивает общечеловеческие культурные ценности, которые позволяют ему жить в обществе и взаимодействовать с людьми. У человека формируются социально значимые свойства, формы и способы жизни в социуме, социальные способности и опыт, социальная компетенция и компетентность, социальная направленность личности. Таким образом, результатом социализации является становление Я-социального, личностного, обладающего опытом многообразных социально-коммуникативных действий, ролей, норм, правил и способов поведения и деятельности в обществе.
Развивающие позитивные функции индивидуализации состоят в том, что благодаря этому процессу у человека формируются самопринятие, самоуважение, самостоятельность, ответственность, свобода творческой мысли, собственная позиция по отношению к действительности, возможно, отличная от точки зрения и взглядов других людей, потребность в самовыражении, самоактуализации и самопрезентации.
Итак, две стороны процесса социального развития приводят каждый к
своему конечному результату: социализация – к формированию Я- социального, внешнего, а индивидуализация – Я- сущностного, внутреннего, индивидуального.
Формирование индивидуальности ребенка предполагает развитие в нем
качеств субъекта. Субъектом ребенок может стать лишь в деятельности. Общеизвестно, что деятельность – главное и необходимое условие развития психики и формирования личности человека. Поэтому в организации педагогической работы важно реализовывать субъектно-деятельностный подход. Воспитательно-образовательный процесс предполагает организацию различных видов деятельности ребенка, но не всегда ребенок в ней является субъектом. Поэтому необходима такая деятельность, в которой ребенок выступал бы настоящим субъектом, что предполагает свободный ее выбор, интерес к ней малыша и проявление в ней максимальной его активности, инициативности и самостоятельности.
Т. е. развитие человека протекает не только в результате целеполагающей воспитательной деятельности, но и под влиянием всех условий жизни, всей системы отношений, в которые включается ребенок, и разнообразных воздействий той социальной среды, в которой он живет. Таким образом, процесс социализации осуществляется и без специально организованного воздействия на ребенка, и при создании определенных условий, т. е. при создании развивающего образовательного пространства группы детского сада.
Создание образовательной среды способствует проявлению природных задатков детей дошкольного возраста и их развитию. Пространство – это освоенная среда (природная, культурная, социальная, информационная, приспособленная для решения воспитательных задач”. Оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой действительности, создается энтузиазмом взрослых с помощью детей. По мнению ученых, можно говорить о том, что удается создать единое воспитательное пространство только тогда, когда все, чем располагает воспитательное пространство, служит делу развития детей. Основной характеристикой единого воспитательного пространства является его активность. Активное воспитательное пространство замечательно тем, что обеспечивает каждого ребенка возможностью встреч с новыми людьми, предметами и явлениями, возможностью выбора, позитивным опытом совместной деятельности детей и взрослых. Единое образовательное пространство определяется как система предоставления личности различных условий для самовоспитания, саморазвития и обучения разного уровня, в которой выстраивается преемственность между разными типами учреждений в содержании образования и организации его освоения обучающимися. Единое образовательное пространство детского сада включает следующие компоненты пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры. Пространство физического развития - центры здоровья в группах, физкультурный зал, спортивная площадка. Пространство экологического развития: уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками. Все это способствует делу воспитания, обучения и развития. Создание такого пространства требует изменения в целеполагании, содержании образования, методах обучения и воспитания, стилях отношений, условиях жизни его необходимо развивать, сформировать, чтобы получить всесторонне развитую личность. Как показывают исследования многих психологов и педагогов, ребенок обладает творчески устремленным взглядом на мир, способностью удивляться миру во всей его многогранности и неисчерпаемости. Ребенок – самообновляющаяся система с ярко выраженной взаимностью и глубинной причастностью к «другим» и всему миру в целом. Эту многомерность субъектно-личностного мира растущего человека неоднократно подчеркивал Л. С. Выготский, считая, что в каждом «заключено гораздо более возможностей жизни, чем те, которые находят свое осуществление».
Таким образом, развивающая среда в дошкольном учреждении должна способствовать формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностному отношению к ней и способствовала включению ребенка в разнообразную деятельность и общение. Учитывая эти компоненты развития личности ребенка, можно выработать у него способность к творческой деятельности (это важное условие успешной социализации личности ребенка, закрепить знания и сформировать необходимые личностные качества.
Образование - система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивидуума в это общество (социализация, и в то же время – взаимодействия людей с предметным миром.
Знакомство дошкольников с окружающим и социальной действительностью является одной из важных и сложных задач воспитательно-образовательной работы с детьми. Решение этой задачи должно осуществляться не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в повседневном общении с детьми. Надо использовать различные средства и методы ознакомления с окружающим и социальной действительностью. Прежде всего это наблюдение. В дошкольном возрасте у детей повышается потребность в общении не только со сверстниками, но и с взрослыми: им хочется поделиться своими впечатлениями об увиденном или услышанном.
Беседа с детьми, во время которых я не только закрепляю знания, но и формирую у детей положительно- эмоциональное отношение к тому, о чем беседуем.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности остается игра.
Дети играют везде и всегда. Это их естественное состояние. Но есть минуты, когда они, затаив дыхание, просто сидят и слушают. То ли им читают сказку, то ли они получают ответ на очередное «почему» …
Занятия – путешествия - это не игра. Это путешествие…
Но, конечно необходимо постоянно включать элементы игровой деятельности, иначе детям будет, где – то не интересно, что – то не понятно.
Игра на занятиях путешествиях должна вводиться естественным путем.
Игровые моменты в ходе занятий, необходимы, чтобы вызвать большую заинтересованность у детей, для более точного и понятного объяснения чего - то нового, для активизации умственной деятельности детей и даже ради одного ребенка, который в данный момент, почему-то не воспринимает материал. Все это закладывается в основу для восприятия и красоты, приобщение к исконно русской культуре.
Дети должны знать не только имя, фамилию и домашний адрес, но и в каком городе они живут, назначение домов, центральную улицу города, центральную улицу своего района, главную реку города, микрорайона.
В их «умениях» появляется, кроме культурно – гигиенических навыков, формирование культуры поведения, оказание помощи пожилым людям, умение видеть примеры доброты.
Дети растут, растут и требования к ним. В «ситуациях» и «общении» все чаще мы видим «уроки вежливости», «можно и нельзя», «чем мы можем помочь».
В процессе работы в детском саду я формирую чувство уверенности, доброжелательности, умение ориентироваться (в группе, в детском саду, на улице, воспитываю культуру общения. Даю представления о разных видах домов и транспорта, знакомлю с чертами характера и разными профессиями. Для ознакомления с окружающем провожу экскурсии по территории детского сада: в прачечную, на кухню, кабинет к заведующей, другие группы детского сада.
Организуя работу с ознакомлением города, я включаю сюжетно – ролевые, развивающие, театрализованные игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, а также мы заучиваем стихотворения и рисуем.
В других видах деятельности, например,
ИЗО деятельности:
• лепили: «овощи для магазина»,
• делали аппликации: «Угостим зайку морковкой», «Заготовки на зиму», «Дома города», «Автобусы нашей улицы»
• конструирование : «Заборчик», «Гараж» и др.
Проводила беседы, игры – упражнения, рассматривали ситуации: «Где что можно купить?», «Можно и нельзя» (о культуре поведения, «Дом, в котором ты живешь», «Помоги другу», «Мы помощники в группе», «Мы на улице» и др.
Читали художественную литературу: А. Барто, К. И. Чуковского, В. Сутеева.
Так же играем в сюжетно- ролевые игры: «Детский сад», «Автобус», «Больница», «Магазин», «Семья», «Шоферы», «Пароход» и др.
Знакомила с трудом взрослых: заведующей детского сада, медсестры, врача, прачки, музыкального руководителя.
Мной было сделано все для раскрытия художественного потенциала каждого ребенка.
Была продумана развивающая среда в группе, где благодаря зонированию пространства есть театральный уголок, кухонный уголок, спортивный уголок, уголок красоты, а также зона для релакса с мягким диванчиком и модулями.
Есть технические средства для прослушивания песни и музыки.
В моей работе помощником была система артковоркинга, в которой каждый ребенок, оставаясь самостоятельным и свободным, использует общее пространство для творческих экспериментов с художественными материалами, инструментами и техниками. Преимущество коворкингпространства заключается в том, что его компоненты мобильны. За счет этого есть возможность менять вид изобразительной деятельности, формат выполнения работ и творческих проектов. Наличие коворкингпространства в условиях детского сада позволяет не только расширить содержательный аспект организуемой деятельности, но и решать ряд важных педагогических задач.
1. Включать в образовательное пространство детей разного уровня подготовки в области изобразительного искусства путем усвоения правил социального взаимодействия.
2. Сделать искусство стимулом для собственного творчества дошкольников.
3. Входе создания художественного образа обеспечить интеграцию различных видов детского изобразительного творчества (живописнографического, пластического, конструктивного и декоративного).
4. Создать условия для творческого развития детей после выполнения ими отдельной работы или проекта, используя при этом работу в группе, подгруппе или в индивидуальном режиме.
5. Определить индивидуальный вектортворческого становления для каждого воспитанника.
Спонтанное экспериментирование – было первой ступенью приобщения детей к искусству, когда они путем непредсказуемого эксперимента с изобразительными материалами и инструментами впервые столкнулись с некоторыми возможностями цвета и формы. Для этого мы использовали баночки с водой, кисточки и краски. Дети смешивали краски в воде и наблюдали, что из этого получается.
Следующим этапом было рисование на бумаге. Постепенно, наблюдая за тем, какие рисовальные движения совершала я, дети стремились их воспроизвести. И хотя их попытки были не систематичны и часто не продуктивны, но процесс репродукции уже очевидно превалировал над спонтанностью.
Необходимо отметить, что первые положительные достижения в области искусства сформировали мотив к осуществлению поискового эксперимента, когда сами дети пытались установить новые для себя связи и отношения в цвете, формообразовании, композиции.
Поисковое экспериментирование постепенно переросло в подражательное овладение выразительными средствами искусства. В этот период мы с детьми раскрашивали фигурки из соленого теста, и они пытались повторить способы составления разнообразных по цвету композиций, применить различные приемы формообразования.
Родители второй младшей группы всегда активно участвуют в жизни детского сада. Они ознакомлены с развивающей средой, её значением и влиянием на развитие ребенка.
Они всегда откликаются на просьбы, проводимые мероприятия, оказали большую помощь в создании развивающей среды, пополнении каждой из зон группы.
С инициативой принимали участие в конкурсах, совместной деятельности родителей с детьми:
• «Дары Осени» - совместное составление композиции из природных материалов.
• «Моя мама – рукодельница»
• «День Матери»- фотовыставка мам с их детьми.
• «Самая красивая новогодняя игрушка»- конкурс на самую красивую новогоднюю поделку.
Участвовали в оформлении альбомов:
• «Моя семья»
Я проводила консультации для родителей на следующие темы:
• «Какие игрушки нужны вашим детям»
• «Рекомендации по проведению прогулок в выходные дни»
Подготовила для родителей список произведений художественной литературы для домашнего прочтения с детьми. А также предлагаю родителям не забывать о свободе творчества дома.
По итогам проведенной работы, можно видеть, что появились элементарные знания о цвете, навыки их смешивания, внимательность, аккуратность, формируются личные отношения детей к соблюдению границ личного пространства, взаимопомощи, также доброжелательные взаимоотношения между детьми. Это является необходимым минимумом формирования творческой личности. Считаю, для того чтобы дети получили необходимые знания, умения, навыки умели ими оперировать, педагог должен повышать свой уровень педагогического мастерства. Дальнейшую работу планирую так, постоянно повышать свой педагогический опыт, углубленно работать над данной темой, как можно больше использовать игр и упражнений на развитие творческого потенциала детей для их ранней социализации.