Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Обучение чтению детей с нарушениями речи»

Ольга Вячеславовна Барсукова
Консультация для воспитателей «Обучение чтению детей с нарушениями речи»

Чтение — это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой, слияние букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое, осмысленностью.

Причинами затруднений являются:

1) педагогическая запущенность (возникает из-за отсутствия личностно-ориентированного подхода, вызванная:

а) форсированностью темпов обучения, когда темп подачи материала превышает индивидуальные возможности ребенка по его усвоению;

б) многочисленными пропусками занятий;

Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение чтению детей с нарушениями речи“» размещена в разделах

в) недостаточным контролем за усвоением знаний ребенком;

г) равнодушием семьи, ее низким культурным уровнем и др. ;

2) предрасположенность, которая может долго находиться в скрытой форме, но при неблагоприятных условиях буйно «расцветать».

Нынешний темп жизни задает свой ход событий. И показывает, что чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше будет проблем с обучением в школе, тем успешнее оно будет протекать и давать больше положительных эмоций. И даже в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению дает возможность более продуктивно использовать потенциальные возможности ребенка в коррекционной педагогике. Позитивные аргументы в пользу вышесказанного:

• буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ (легче автоматизировать поставленные фонемы в слогах, словах, фразе);

• развивается аналитико-синтетическая деятельность, звуко-буквенный анализ;

• уточняется, обогащается словарь (ребенок легче овладевает практическими навыками словообразования и словоизменения);

• появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе, страх неудачи, опасение получить плохие оценки, нейтрализуются возникающие из-за этого внутрисемейные конфликты;

• совершенствуются коммуникативные связи.

Для обучения чтению чрезвычайно важно сформировать психологическую готовность. У детей логопедических групп следует развивать те качества, которые будут необходимы при обучении чтению. Существенное внимание нужно уделять психотерапевтической работе, которая помогает формированию адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений со сверстниками и др.

При выборе адекватной методики обучения чтению для детей, имеющих речевые нарушения, сталкиваются с трудностями в общении (в контакт вступают с трудом, очень осторожно, для большинства детей характерны эмоциональная незрелость, внушаемость, недостаточная способность к осознанию собственных проблем. Поэтому прежде чем предпочесть какой-то метод, необходимо уточнить доминирущий тип восприятия у ребенка (аналитический или синтетический) и затем строить коррекционно-развивающую работу на основе личностно-ориентированного подхода. Одни дети быстрее усваивают материал поэлементно с последующим синтезом, другие легче овладевают новым материалом глобально или полуглобально (слово, слог) и только потом выделяют элементы: делят речевой поток на фразы, предложения — на слова, слова — на слоги, слоги — на звуки, то есть итогом является звуко-буквенный анализ.

Но чаще всего у детей, имеющих речевые нарушения, ведущим является аналитико-синтетический метод. Помимо уточнения доминирующего типа восприятия необходимо узнать, какой из анализаторов у ребенка функционально сильнее: зрительный, слуховой, кинестетический или тактильный. Учет компенсаторных, произносительных возможностей помогает выстроить личностно-ориентированный подход, грамотно спланировать и осуществить коррекционно-профилактическую работу в целом.

Все это значит, что индивидуализировать нужно не только методы, но и темп обучения, так как несоответствие темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения приводит к неполноценному овладению навыками, тормозит процесс обучения, снижает у детей уверенность в своих силах, вызывает педагогическую запущенность.

Чтобы сформировать у детей стабильный графический образ буквы, часто пользуются приемом выкладывания букв из счетных палочек. Но помимо этого можно еще и преобразовывать их, используя наиболее целесообразный способ. Для развития зрительно-пространственной ориентировки необходимо проводить сравнение сходных по написанию букв, выделять общие элементы, разницу в их расположении, что позволяет избежать смешения букв, резко снижает количество оптических ошибок. Эффективны приемы, развивающие мускульную память, обведения контура буквы пальцем, приемы дермолексии (рисование буквы на ладони, тактильное опознание букв (дидактические игры типа «Чудесный мешочек») и целый ряд других.

Трудности при выработке навыков слогослияния у детей с речевой патологией значительно быстрее преодолеваются, если учитывать специфику обучения дошкольников грамоте и произносительные возможности каждого ребенка. Такие дети легче овладевают чтением обратных слогов и только затем прямых. Не стоит задерживаться на чтении слогов, а сразу переходить к чтению односложных слов с закрытым слогом, что окрыляет детей и вселяет уверенность в своих силах. Затем вводится чтение 2-3-сложных слов с прямым слогом и, наконец, со стечением согласных. На начальных этапах широко используются дидактические игры: «Буквы ходят в гости», «Окошечки», затем слоговые таблицы Н. Зайцева и т. д.

Определенные трудности у детей вызывает деление слов на слоги. Для их преодоления можно использовать цветовую маркировку слогов, деление на слоги с помощью вертикальных черточек, игры «Телеграф», «Помоги Незнайке», преобразование слов путем смены одного слога. Широко используется «чтение с окошечком» (несколько модификаций окошечек помогают детям избежать многих ошибок, поверить в свои силы).

Пока дети находятся на слогово-аналитическом этапе чтения, когда восприятие и осмысление прочитанного еще разобщены, можно использовать различные игры, которые убеждают ребенка в том, что он уже читает, понимает смысл короткого задания. Наиболее эффективны такие игры, как «Следопыт», «Разведчики». Ребенок получает карточку, на которой написано слово или фраза, в зависимости от его читательских навыков («На шкафу», «Лежит в ящике» и т. д.). Малыш читает, выполняет инструкцию и находит сюрприз. По мере того, как он овладевает качеством чтения, текст усложняется: появляется двухступенчатая инструкция. Правильно прочитав ее, ребенок достигает намеченной цели и получает от этого огромное удовольствие. Успехи его поощряются. В процессе обучения чтению, на первоначальных этапах, используются книги с иллюстрациями, одноцветный и многоцветный текст, тексты придуманные детьми.

Наиболее слабым звеном в устной и письменной речи (при чтении) у детей логопедических групп является просодическая сторона речи, ее выразительность. Чтение отличается монотонностью, отсутствием пунктуационной интонации, логического ударения. Для коррекции просодической стороны речи можно использовать кукольный театр, игры-драматизации (кукло-, сказкотерапию и др., разработали серию дидактических игр, различные виды карточек, которые позволяют скорректировать вышеназванные недочеты в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Подводя итоги вышесказанному, следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, что стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка.

Публикации по теме:

«Раз, два, читаю я слова!» Обучение чтению детей 5–6 лет Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически.

Консультация для педагогов «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи» У детей, имеющих диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи и тем более общее недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени.

Консультация для родителей «Использование приёмов игрового самомассажа для детей с нарушениями речи» Массаж лица-древнейшее профилактическое, гигиеническое и лечебное средство, издавно используемое людьми. Главное его преимущество простота,.

Консультация для родителей «Обучение чтению» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Обучение чтению Для того чтобы ребенок начал читать, необходимо сформировать определенные психо-физиологические.

Консультация для воспитателей «Особенности речи детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей "Особенности речи детей 4-5 лет" У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в речевом развитии.

Консультация для воспитателей по обучению грамоте «Развитие речи детей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56 комбинированного вида» Консультация для педагогов по теме:.

Обобщение педагогического опыта «Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений» Речь Слайд 1. Добрый день. Я бы хотела предложить вашему вниманию результаты обобщения моего педагогического опыта на тему: «Обучение детей.

Обучение чтению. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Программные задачи: учить составлять сказку на предложенную тему.

Обучение чтению с помощью кубиков Н. А. Зайцева Выступление "Обучение чтению с помощью кубиков Н. А. Зайцева"2слайд: Особенность этих кубиков заключается в том, что это первая в России.

Обучение чтению., советы для родителей и воспитателей Мы воспитатели должны стремиться к тому,чтобы при выпуске из подготовительной группы,дети уже читали-этого требует настоящее время. Если.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Обучение чтению детей с нарушениями речи»
Опубликовано: 19 мая 2019 в 10:57
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД