Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Педагогические условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников»

лариса багина
Консультация для воспитателей «Педагогические условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников»

У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Публикация «Консультация для воспитателей „Педагогические условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников“» размещена в разделах

Наравне с данной проблемой мы рассматриваем и проблему сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Ведь уберечься от опасности может только достаточно сильный и здоровый человек.

Потребность в сохранении здоровья детей есть у родителей, работников детского учреждения, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Но главное - помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Какие же условия должны соблюдать педагоги по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста :

условие : необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Создается развивающая среда для воспитания культуры движения, питания, привычки соблюдения санитарно-гигиенических требований, режима дня.

Безопасная среда : (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности).

Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте).

Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели.

Маркировка постельного белья и полотенец.

Правильное освещение. Соблюдение режима дня.

Мы должны создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

условие : оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей в НОД и в свободной деятельности (циклограмма). Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой, а также эмоционально насыщенную психологически комфортную оздоровительную жизнедеятельность. Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Для этого мы проводим беседы по профилактике коронавируса и травматизма со всеми детьми, заучиваем имя и фамилию свою и своих родителей, домашний адрес. Играем в различные дидактические и подвижные игры. Для реализации разнообразных занятий у нас имеются картотеки подвижных игр, пальчиковой и дыхательной гимнастик, физкультминуток.

условие : сотрудничать с родителями. Так как родители играют важную роль в формировании познавательного интереса ребенка и формировании безопасного поведения в социуме, они должны быть хорошо осведомлены о содержании работы с детьми в каждой возрастной группе. Выработанные в саду умения и сформированные понятия закрепляются в семье. Для этого мы создаем: наглядные пособия, информационные листки, просим родителей участвовать в создании развивающей среды, совместно с детьми создавать познавательные плакаты по безопасности и ЗОЖ. Родители должны служить образцом для подражания, подавать личный пример безопасного поведения в различных ситуациях, бережного отношения к своему здоровью.

Для реализации данных условий мы можем использовать самые различные виды деятельности:

1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т. д.

2. Изучать литературу, посвященную безопасности и здоровому образу жизни детей. Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Большинство детей считает, что опасными бывают люди с неприятной внешностью, «бородатые дяди» или неприятно одетые люди. А молодые, хорошо одетые симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой дружелюбной улыбкой. Здесь нам помогут сказки. Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй.

Обращайте внимание на иллюстрации. У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что ребенок увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.

3. Познавательно-исследовательская деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении, и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В окружающей обстановке дома и в детском саду присутствуют предметы, с помощью которых ребенок (в соответствии с возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож, электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

4. Прогулка. Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам, разговор пройдет более продуктивно. Так же, включаем в прогулку подвижные игры и физические упражнения для развития физической выносливости детей.

5. Игра. В формировании представлений о безопасности и ЗОЖ игра выступает как самостоятельный метод обучения. Наиболее широко используются дидактические и подвижные игры. Благодаря обучающей задаче, облаченной в игровую форму (игровой замысел, игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу.

6. Самообслуживание и элементарный бытовой труд обогащает социальный опыт ребенка. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности. С формированием трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых.

7. Изобразительная деятельность, конструирование позволяют детям сознательно отражать окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его.

Работа с детьми должна проводиться систематически. Обучение безопасному поведению — это работа на много лет.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов :

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ; Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным.

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Работу по формированию основ безопасности у детей проводить, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольного учреждения.

В группе можно оформить центр по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры, изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей. Вместе с детьми создать цикл альбомов детских рисунков по теме: «Что мы знаем о пожаре?», «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», «Правила поведения в природе»; цикл альбомов с фотографиями о работе людей в МЧС, о тренировках пожарных в ДОУ.

Эффективные методы освоенияоснов безопасности жизнедеятельности с детьми :

В своей работе можно использовать метод проектов. Он актуален и очень эффективен. Использование метода проекта целесообразно потому, что:

во-первых, технология метода проектов, где отношения «ребенок-взрослый» строится на соучастии в деятельности, - это общение на равных.

В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою самостоятельность, когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими;

во-вторых, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;

в-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе;

в-четвертых, в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

Тематика проектов разнообразна, например: «Берегись бед, пока их нет», «Школа пешеходных наук», «Путешествие в большой мир» и др.

Метод сравнения Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Например: детям предлагается изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности.

Метод моделирования ситуаций Детей целесообразно научить составлять план- карту группы, участка детского сада, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план- карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать? Подай ножницы правильно, нашел таблетку на полу, твои действия? Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения, применять полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т. д. Не следует спешить с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению и правила безопасного обращения с ними.

Метод повторения На занятии он может выступать как ведущий метод или методический прием. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность

Метод экспериментирования и опыты Дает ребенку возможность самостоятельно находить решения, подтверждение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда поднесли к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Каждый ребенок-дошкольник должен знать следующее:

• Ребенок должен знать основную информацию о себе. Имя, фамилию, домашний адрес, номер телефона. Надо проверить, что дошкольник может без запинки их назвать.

Дошкольник должен знать, что далеко не все взрослые хорошие, что на улице нельзя разговаривать с незнакомцами, нельзя с ними никуда идти или брать от них подарки. Ребенок должен уметь сказать «нет, мне не разрешают» чужим людям.

• Ребенок должен понимать, что никто из хороших взрослых не будет обращаться к малышам за помощью. Взрослые должны общаться со взрослыми. Нельзя никого чужого вести к себе домой или что-то ему показывать или давать.

Дошкольник должен иметь понятия «плохого» или «странного» поведения. Он должен отличать пьяных взрослых (они шатаются, от них пахнет, понимать, что если по улице идет голый человек или кто-то ругается - то это плохо, и ему надо идти к родителям.

• Ребенок должен иметь представление об основных опасностях на улице, в том числе о больших собаках, едущих машинах, висящих сосульках, лежащих шприцах и т. д.

Дошкольник должен знать правила пожарной безопасности и телефон пожарной службы. Вы должны убедиться, что ребенок правильно набирает номер телефона и знает, что сказать.

Дошкольник должен знать правила поведения дома, поведение с газом, электричеством, водой, острыми, режущими предметами, бытовой химией и лекарствами.

Главная цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

Приложение:

Презентация «Безопасность жизнедеятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Публикации по теме:

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни»Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Старший дошкольный возраст Основной целью, главной задачей любого цивилизованного общества, является обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. В практику дошкольных.

Сценарий кукольного спектакля по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Сундучок с секретом» Кукольный спектакль для детей Действующие лица:[/b Ведущий 2 злодея в масках (взрослые) Мышка Лягушка Ёжик Лиса Волк Медведь Полицейский.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Педагогические условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников»
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 05:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД