Лучший педагог года

Консультация для воспитателей по реализации технологии деятельностного метода «Ситуация»

Надежда Панова
Консультация для воспитателей по реализации технологии деятельностного метода «Ситуация»

Особенности реализации этапов технологии деятельностного метода «Ситуация»

1) Введение в ситуацию.

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней

потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую» цель, основанную на ключевых потребностях и интересах детей). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно-значимую для них, связанную с их жизненным опытом. Например, он может предложить детям рассказать о любимых праздниках, или о своих домашних обязанностях, о своей семье и т. п. Источниками формирования ситуация могут стать реальные события, происходящие в окружающей жизни (яркие природные явления, праздники, случаи из жизни детей и их семей, события,

Публикация «Консультация для воспитателей по реализации технологии деятельностного метода „Ситуация“» размещена в разделах

происходящие в жизни группы, воображаемые события, события, описываемые в художественной литературе, средствах массовой информации и пр. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?»,

«Сможете?». Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с

программными задачами обучения, воспитания, развития («взрослой» целью). Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями (например, «поиграть», А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, «помочь кому-либо»). Как подчеркивал Л. C. Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Задавая вопросы в такой последовательности «Хотите?»«Сможете?», воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы.

Голосом, взглядом, жестом взрослый дает понять, что и он верит в них. Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!». Итак, на этапе «Введение в ситуацию» полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» - «хочу» - «могу»).

2) Актуализация знаний и умений.

На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в

рамках реализации «детской» цели, воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом у детей формируются такие предпосылки универсальных учебных действий, как умение работать по инструкции взрослого, взаимодействовать со сверстниками, согласовывать свои действия, выявлять и исправлять свои ошибки. При этом дети обычно находятся в некоем своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым «открытиям». В зависимости от программных задач, особенностей детей группы данный этап может быть включен в рамки одного развивающего занятия (образовательной ситуации ОНЗ, так и распределен во времени как преддверие специально моделируемой ситуации затруднения.

3) Затруднение в cumyaции.

Данный этап является ключевым, так как содержит в своем истоке основные

компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности : для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным действием». Но выполнение этого действия связано с тем новым знанием (понятием или способом действия, которое ребенку предстоит только «открыть» и

которое на данный момент у него пока еще отсутствует. Возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины (причин). Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. Вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать то, что «я чего-то пока не знаю (или не умею)». Как гласит известная китайская мудрость: «Не знать - не страшно, страшно - не узнать». Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели, у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже цель, связанная с

познанием (учебная задача, соотносимая с «взрослой» целью). Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.

В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа учебную

задачу воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались!

Значит, нам надо узнать.». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения формирования предпосылок универсальных учебных действий вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной задачи, при этом она проговаривается ими во внешней речи. Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.

4) «Открытие» нового знания (способа действий).

На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного

поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера. С помощью различных вопросов (например, «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?») воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения могут быть способы «попробовать догадаться самому», «придумать самому» и «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ -

«придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя различные формы организации детских видов деятельности, педагог помогает детям «открыть» новое знание, которое фиксируется ими в речи, а, возможно, и знаково. Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления

затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового знания.

В зависимости от программных задач, возрастных и индивидуальных

особенностей детей группы, выбранных способов преодоления затруднения,

данный этап может быть реализован как в рамках одного развивающего занятия, так и распределен во времени и реализован в течение дня (или даже недели).

5) Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.

На данном этапе воспитатель создает ситуации, предлагает различные

виды деятельности, в которых новое знание (новый способ) используется в

измененных условиях совместно с освоенным ранее. При этом, педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в

старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас

будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др. В старшей и подготовительной к школе группе может использоваться игровой сюжет «Школа», когда дети играют роль учеников и выполняют задания в рабочих тетрадях.

Дети приобретают опыт выполнения контроля над способом выполнения

своих действий и действий сверстников. Использование на данном этапе

различных форм организации той или иной деятельности, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников. Данный этап, впрочем, как и предыдущий, может быть реализован в рамках одного развивающего занятия, так и распределен во времени.

6) Осмысление. Итог.

Завершающий этап является необходимым элементом в структуре

рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» - воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и

зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) вам пригодились?» - подводит детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось., потому что узнали (научились).»). В младшем возрасте воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а уже в старших группах дети способны самостоятельно определить и озвучить условия достижения цели.

На этом этапе особо следует уделить внимание эмоциональной составляющей взаимодействия взрослого и детей: радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела (от совершенного открытия, от совместной работы и т. д.). Таким образом, реализуется потребность в самоутверждении, признании и уважении ребенка взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).

Публикации по теме:

Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы»Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы» Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию (рисование) для средней группы «Платьице для куклы» Цель.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ) Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы.

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Образовательный.

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень. В современном мире информация быстро устаревает, и этот.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС» Одной из важнейших задач ДОУ, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС, является поддержание и укрепление.

Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза»Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель подготовительной группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации:.

Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Правила поведения при пожаре для детей»Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Правила поведения при пожаре для детей» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель старшей группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации: открытие.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей по реализации технологии деятельностного метода «Ситуация»
Опубликовано: 24 мая 2020 в 06:59
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД