МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Предметно–развивающая среда в ДОУ согласно ФГОС»

Татьяна Бурлакова
Консультация для воспитателей «Предметно–развивающая среда в ДОУ согласно ФГОС»

С установлением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.

Необходимо учитывать следующие образовательные области:

— социально-коммуникативное;

— познавательное;

— речевое;

— художественно-эстетическое развитие;

— физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Предметно–развивающая среда в ДОУ согласно ФГОС“» размещена в разделах

Основной целью ДОУ является организованность процесса становления личности ребенка, через раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Все это обеспечивается за счет решения следующих задач:

— создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

— ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

— активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

— ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:

— принцип открытости;

— гибкого зонирования;

— стабильности-динамичности развивающей среды;

— полифункциональности;

принцип открытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я»

В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:

— каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

обучение организовано на основе ведущей деятельности;

— продуманы, структурированы и реализуются во взаимосвязи с другими видами деятельности.

В дошкольной педагогике под термином согласно ФГОС «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Следовательно, согласно ФГОС нам необходимо обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные.

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.

Жизненное пространство детей должно отвечать двум граням:

— оно должно формировать основополагающее доверие к окружающему миру, выражающемуся в его безопасности и стабильности;

— иметь побудительные импульсы для проявления активности ребенка.

Сочетание этих требований создает оптимальную окружающую среду для здорового и гармоничного развития дошкольника.

Не будем забывать и о требованиях ФГОС в современном ДОУ должна отвечать следующим требованиям:

— включать элементы новизны;

— являться многофункциональной;

— содержать умеренный элемент риска.

У дошкольников в группе появляется потребность «выскользнуть» из поля зрения взрослых и совершать действия вне контроля и влияния. Кроме того, у ребенка возникает «территориальное поведение», заключающееся в освоении, использовании и защите собственного пространства, которое, с одной стороны, удовлетворяет любопытство и реализует желания, а с другой — служит необходимым условием для возникновения чувства детской общности.

Мальчикам для овладения требуется в два раза больше пространства, и они более склонны к его исследованию и реорганизации.

Девочки менее экспансивно влияют на пространство, но они более чувствуют среду, обживают ее.

Помимо этого должны быть места для игр: глухие стены для игр с мячиками, загроможденные места для пряток, свободное пространство для догонялок.

Совершенно необходимо для ребенка место уединения. В нем ребенок может не только, например, успокоиться, но и побыть наедине с собой. Это могут быть и качели, и палатка, и диванчик, угол отдыха, место для «валяния».

Для развития творческой активности старших дошкольников большую роль играет содержание предметного наполнения игровых центров:

— модульная мебель для дидактических, развивающих и настольно — печатных игр;

— игровой материал для организации сюжетно — ролевых игр;

— игровые макеты для режиссерских игр и игр — макетирований;

— уголки ряженья для организации игр по созданию образов;

— неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;

— исследовательский, для организации игр — экспериментирований;

— сборно-разборные мягкие модули, домики, лабиринты для двигательных и пространственных игр;

— уголок для конструктивно-строительных игр (большие и малые конструкторы, конструктор «Лего» и т. д.).

Такой подбор игрового материала побуждает детей к творческому применению своего жизненного опыта в игре, а не к действиям по шаблону, диктуемому стандартным предметным содержанием.

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.

Благодаря методическим рекомендациям и педагогики в целом прекрасно происходит развитие познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память; формируется информационная база, ориентировочная основа психики, а это надежный фундамент для учебной деятельности, следующей ступени развития дошкольников.

Литература:

1. Новосёлова С. Л. Система «Модуль — игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология её использования. — М. : ООФ «Социальное развитие России», 2004.

2. Новосёлова С. Л. Родителям о детских играх и игрушках: Советы психолога. — М., 1992.

3. Власова С. С. Как в семье заложить первые ростки для развития гармоничной личности ребенка? — Челябинск: Два комсомольца, 2014.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ по ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда ДОУ по ФГОС «Развивающая предметно-пространственная среда» Подготовила воспитатель: Матвеева Е. Ю. Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос.

Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда с учетом ФГОС» 1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную,.

Консультация для начинающих воспитателей. Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ Профессия педагога является очень сложной и в тоже время очень интересной и творческой. В рамках педагогической профессии человек может.

Консультация для воспитателей на тему «Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям ДС» Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада. Процесс адаптации важный момент в жизни каждого.

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников» Переход к модели развивающего воспитания и обучения в условиях модернизации содержания образовательного процесса требует от педагогов создания.

Консультация «Музыкальная предметно-развивающая среда в ДОУ» МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Вопрос создания предметно – развивающей среды.

Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОСПредметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Уважаемые коллеги! Хотелось бы поделиться своим опытом в организации предметно-развивающей среды в старшей группе ДОУ. Какие требования.

Презентация «Предметно-развивающая среда в ДОУ по ФГОС» Приглашаю на просмотр своей новой презентации по предметно-развивающей среды и методического оснащения любимой группы "Аленький цветочек".

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС в ДОУ Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний.

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала ДОУ в соответствии с ФГОС» Развивающая предметно – пространственная среда физкультурного зала в соответствии ФГОС ДО Подготовила: инструктор по физическому воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Предметно–развивающая среда в ДОУ согласно ФГОС»
Опубликовано: 18 марта 2018 в 16:13
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД