татьяна растяпина
Консультация для воспитателей «Проблема формирования умений и навыков выразительной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Расширяя кругозор детей, формируя их поведение, волю, характер, педагог воздействует на ребёнка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, выяснения степени понимания и запоминания этих сведений детьми, показ действий с игрушками, предметами, орудиями труда – всё это требует специальных прочно выработанных навыков речи воспитателя : точности использования языковых средств, выразительности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Проблема формирования умений и навыков выразительной речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Особое значение речь воспитателя приобретает в процессе обучения детей родному языку, т. к. дошкольник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. В этом смысле речь воспитателя – образец для ребёнка. Поэтому первым требованием к речи воспитателя следует считать соблюдение лексических, грамматических, стилистических и произносительных норм.
Правильно выражать свои мысли и чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи.
Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбрать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явление в данной ситуации. Говорить выразительно – значить выбирать слова образные, уметь использовать верную интонацию.
«Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинать, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.»
Я. Козловский.
Для того, чтобы выработать у детей навыки выразительной речи необходима кровотливая, повседневная работа. Эта работа имеет несколько направлений. При проведении режимных моментов важно воспитывать интонации, которые будут необходимы в жизни. При удобном случае нужно показывать как приветливо и радушно встречают и приглашают гостей, дружелюбно просят о чём-либо товарища, ласково уговаривают малыша поиграть вместе со всеми. Организация какого-либо мероприятия (посещение др. группы, приглашение гостей, совместный утренник, различные игры (муз., хороводные, сюжетно-ролевые) дают воспитателю много возможностей для решения вопросов, связанных с выработкой навыков выразительной речи.
Во-первых, на занятиях (пересказ, заучивание стихотворение, драматизация, театрализованная деятельность) и в самостоятельной худ. речевой деятельности дошкольников воспитатель прибегает к специфичным приёмам руководства выразительными качествами детской речи.
Хотелось бы отметить то, о чём многие забывают. К каждому такому занятию нужно готовиться, например, при подготовке к рассказыванию (не просто берётся книга на занятие) : воспитатель должен внимательно перечитать текст выбранного произведения, наметить фразы, которые целесообразно заменить синонимами или наоборот – усложнить конструкцию, произвести обычную рабочую разметку интонации текста: паузы, логические ударения, темп, тембр голоса, продумать элементы артистичности своего выступления перед детьми – мимику, жесты, отмечает места текста, которые будет петь и др.
Несколько слов о заучивании стихотворений.
Многие педагоги склонны злоупотреблять хоровым произношением стихотворений с детьми. Это большая ошибка. Существует вид декламационного искусства, так называемая хоровая декламация, но это искусство недоступно детям дошкольного возраста. Читая хором, дети рубят, скандируют стихи, отбивают и рифмы, приобретают манеры крикливо, бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность. Надо чаще привлекать детей к индивидуальному чтению стихотворений, обращать внимание детей на удачное исполнение. Стихам отводится большая роль при организации праздников. Детям предлагается самим выбрать стихи, которые они хотят читать. Родителям на дом не давать разучивать самим.
С логопедическими детьми (особо страдающими) используются специальные упражнения для формирования выразительности речи. Работаем над темпом (напр. ,расскажи о ситуациях, в которых ты говоришь медленнее, быстрее чем обычно. Или:какой темп поможет нам лучше выразить настроение мальчика при спуске и подъёме на горку стих. «На санках»).
В разучивании скороговорок работаем на силой и высотой голоса (напр. вспомни, в каких ситуациях ты говоришь тише, чем обычно, громче, чем обычно).