Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Рассказ без показа»

наталия тишунина
Консультация для воспитателей «Рассказ без показа»

На третьем году жизни детей основную роль в изменении психики и поведении ребенка играет речь, ее своевременное развитие. При умелом педагогическом воздействии речь ребенка совершенствуется очень быстро. Для совершенствования речи ребенка большое значение имеют занятия рассказывания без показа.

С одной стороны, они уточняют и углубляют знания детей, которые они получили на предыдущих занятиях и в повседневной жизни. С другой стороны, развивается и усложняется речь детей, а именно: расширяется словарь детей, дети учатся пользоваться всеми частями речи. Дети учатся говорить предложениями, придавая словам грамматически правильные окончания. Учатся чисто произносить слова, правильная артикуляция. Ребенок учится вслушиваться в речь взрослого.

Публикация «Консультация для воспитателей „Рассказ без показа“» размещена в разделах

С развитием речи при помощи этих занятий развивается и память ребенка. Когда ребенок понимает речь взрослого, воспоминание вызывается не только при повторении обстановки, с которым оно связано, но и словесным напоминанием.

Детям 3-го года жизни легче воспринимать живой рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывание в этом возрасте предпочтительнее, особенно в первом полугодии.

Чтобы то ценное, что ребенок увидел, не забылось, мы должны напоминать ему об этом, но не обязательно это снова показывать. Надо, чтобы ребенок понимал речь, не подкрепленную показом. Так постепенно дети учатся понимать рассказ взрослого без иллюстрации и подкрепления показом.

Чем моложе ребенок, тем проще должен быть рассказ по содержанию. Надо рассказать о том, что близко, знакомо детям, потом содержание рассказов усложняется. Постепенно с расширением круга представлений детей и развитием их речи большое значение приобретает смысл рассказываемого.

Проведение таких занятий требует от воспитателя тщательной подготовки. Очень часто, воспитатель, проводя с детьми занятия по развитию речи, хорошо знает, что надо показать и в какой последовательности. Но не представляет себе точно, что именно он будет говорить. Ведь одна и та же мысль может быть выражена по-разному: можно говорить длинными фразами, а можно короткими, можно все рассказать самой, а можно попутно вызывать речь детей.

Значительно лучше будет проведено занятие, если заранее подготовиться по нему по определенному плану:

Определить цель занятия – чему учить, к чему подвести детей.

Хорошо усвоить содержание занятия, т. е. уметь самой себе рассказать, что надо делать, в какой последовательности и что при этом говорить.

Учитывая развитие детей, уточнить состав подгрупп, с которыми будет проводиться занятие.

Подумать о размещение детей во время занятия, чтобы было всем слышно.

Продумать, все ли в занятие будет понятно детям и с чем надо познакомить заранее, чтобы содержание рассказа стало доступнее.

Рекомендуется вначале прочитать текст так, как он дан автором. Затем рассказы надо повторять 2-3 раза с постепенно усложняющимися вариантами. Постепенно в процессе усложнения вариантов можно дать дополнительные сведения о персонаже, о его переживаниях. Например, в рассказе «Зайчик», можно рассказать о том, какой зайчик (белый, пушистый, маленький, как долго и где он искал морковку. Чтобы детям был понятнее текст рассказа, заранее проводиться большая подготовительная работа. Детям должны быть хорошо знакомы все слова, которые есть в тексте.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы ввести некоторые слова в активный словарь детей. Чтобы сохранить эмоциональный настрой на протяжении всего занятия, рекомендуется в начале занятия использовать игровой прием.

Прежде чем дать рассказ без показа, надо детям несколько раз показать зайку или собачку (игрушку). Во время показа надо обязательно обратить внимание детей на отличительные признаки зайца – пушистый, длинные уши, короткий хвост. Чтобы дети вспомнили зайца, собаку, куклу им надо помочь воссоздать их образ, вызвать положительные эмоциональное отношение к этим образам, заинтересованность детей.

Большую роль играет выразительная, эмоциональная речь воспитателя. Надо совсем разным тоном говорить о длинных ушках, коротеньком хвостике. Две одинаковые по смыслу фразы никогда не должны в отношении интонации повторять одна другую. «Захотел кушать» можно сказать спокойно, «кушать захотел» - нетерпеливо и жалобно, будто это он сам говорит. Надо также придавать разную интонацию вопросу и ответу.

Большая роль принадлежит воспитателю и во время проведения занятия. Во время рассказывания, обращаясь к детям, воспитатель должен по выражению их лиц угадать, понимают ли его дети, слушают ли его с интересом или безучастно, останавливаться на тех местах, понимание которых, ему кажется, от детей ускользает. Это всегда заметно по реакции детей, по их вниманию. В таких случаях надо повторить то же содержание но в других более доступных вариантах. Время от времени следует обращаться к детям с вопросом, но часто прерывать занятие не рекомендуется, т. к. дети могут потерять нить рассказа. Из-за этих же соображений не следует побуждать детей к длительным высказываниям, пока рассказ не доведен до конца.

Рассказ без показа не предлагается постоянно таким, каким написал его автор. Дети не поймут содержание его потому, что не успевают сосредоточиться, вникнуть в его содержание, как рассказ уже заканчивается. Вот почему мы предлагаем детям рассказы, состоящие из 2-3 вариантов, причем каждая фраза повторяется несколько раз и разные лады.

Для проверки понимания ребенком того, о чем ему рассказано, надо провести беседу, задать детям разнообразные вопросы. Беседа дает детям возможность вспомнить, что было плохого в их жизни, обучая при этом говорить правильно. Умение задавать вопросы – это основной методический прием, которым должны владеть воспитатели, работая детьми 3-го жизни. Вопросы стимулируют детей к тому, чтобы вспомнить, сравнить, обобщить, отвечать не по шаблону, а подумать, прежде чем сказать. Надо побуждать к высказыванию, вызывая воспоминание о том, что дети видели на прогулке, в какие игры они играют. Надо ставить перед детьми проблемные вопросы: что надо сделать с зайкой, если он упал в воду. Хорошо ли сделала Галя, что починила кроватку. Что надо сделать, если сломается кроватка.

Рассказывание без показа можно давать как целое занятие, и как часть занятия

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого показа «Лунтик в гостях у Витаминки» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 73» города Ставрополя Конспект.

Конспект открытого показа ООД «Обитатели водоёмов» Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности Тема: «Обитатели водоемов» Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект открытого показа сюжетно-ролевой игры «Детский сад» Тема: «Детский сад» Цель: Формирование у детей игровых умений и навыков, которые позволяют им развертывать самостоятельно творческую игру.

Консультация для воспитателей «Формирование осанки у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Формирование осанки у детей дошкольного возраста» Цель работы - вести постоянную работу по укреплению силы.

Консультация для воспитателей по изодеятельности Я, как старший воспитатель помогаю воспитателям планировать работу, организовывать просмотр занятий, обсуждаю методы, приемы и др. Большой.

Консультация для воспитателей по ЗОЖ «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь,.

Консультация для воспитателей «Закаливание» Консультация «Закаливание» Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и.

Консультация-практикум для родителей «Учим составлять рассказ по серии сюжетных картинок» Предложить ребенку составить рассказ по картинкам, используя следующую модель: - однажды (указание времени года, части суток); - в таком.

Консультация для воспитателей «Музыкотерапия в ДОУ» Ученые давно установили, что здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Воздействовать на эмоции можно разными способами,.

Оформление группы. Стенд для показа детских работОформление группы. Стенд для показа детских работ Оформление группы. Данное оформление для показа детских работ красочное и яркое. Сюжетная картинка из популярного мультика радует детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Рассказ без показа»
Опубликовано: 26 июня 2019 в 15:18
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД