МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет» (4 фото)

Любовь Анатольевна Чеснокова
Консультация для воспитателей «Развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

«Только тот, кто с детства знает, что труд есть основа жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается в поте лица, тот способен к подвигу, потому что у него найдётся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн)

Широкое применение финансовых услуг в современном мире повлекло за собой и появление новых финансовых инструментов, зачастую сложных в понимании для неподготовленного человека, что делает вопросы финансовой грамотности общества особенно актуальными среди развитых стран мира. Кроме того, личная финансовая безопасность выходит на первый план в процессе формирования экономического благополучия населения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет“» размещена в разделах

Необходимость проведения целевых мер в отношении повышения финансовой грамотности населения продиктовано опытом многих стран, значительно преуспевших в данном вопросе. Преобразования в этой сфере инициирует государство путем утверждения Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения, выполнение, которой осуществляется при помощи привлечения к этому процессу государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций, а также других заинтересованных сторон.

Финансово грамотное поведение можно описать как совокупность финансовых знаний, норм, установок и практических навыков, используя которые человек принимает ответственные решения на финансовом рынке.

Финансово грамотный человек должен придерживаться следующих установок:

• контролировать состояние личных финансов;

• планировать свои доходы и расходы, а именно - избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

• формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для экстренных ситуаций;

• разбираться, как искать и применять нужную финансовую информацию;

• осмысленно выбирать финансовые услуги;

• знать законные права потребителя финансовых услуг и уметь их отстаивать;

• распознавать признаки финансового мошенничества;

• иметь представление о возможных рисках на рынке финансовых услуг;

• осуществлять финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Особенно важным элементом финансово грамотного поведения гражданина является способность планирования своих финансов (финансов домохозяйства) в долгосрочной перспективе на всех этапах жизни.

Низкий уровень финансовой грамотности негативно сказывается на благосостоянии гражданина, приводит к снижению финансового потенциала домашних хозяйств, тем самым препятствуя развитию финансового рынка, что сдерживает инвестиционные процессы в экономике. Таким образом, вызванное данными факторами замедление инвестиционных процессов в экономике, в целом негативно отражается на социально-экономическом положении страны.

Следует обратить внимание на отсутствие единого подхода к преподаванию финансовой грамотности в образовательных учреждениях, а именно учебных программ и образовательных материалов, понятных и доступных для широкого круга маленьких граждан. Вместе с тем недостаток квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности существенно осложняет образовательный процесс.

Совокупность вышеуказанных факторов вызывают отсутствие или недостаток компетенций, нужных для грамотного управления личными финансами, необходимых при выборе финансовых услуг, в процессе построения коммуникаций с финансовыми организациями, а также профильными организациями занимающиеся защитой прав потребителей финансовых услуг.

Экономическое образование и финансовое просвещение – относительно новое направление в дошкольной педагогике. Необходимость внедрения экономического воспитания на дошкольном этапе образования ребенка подтверждается массой современных исследований. Речь идет о первом опыте детей участвующих в простом для понимания экономическом взаимодействии, когда и происходит приобщение к экономической области взаимоотношений.

Особое значение в становлении развитии уникальной личности ребенка, согласно современной концепции образования, имеет именно дошкольный возраст. Ведь в данный период у ребенка формируются основы личностной культуры, и происходит овладение базовыми социокультурными нормами, что служит в дальнейшем фундаментом в процессе приобретения специальных навыков и знаний. В современном мире ребенок начинает довольно рано участвовать в экономической стороне жизни семьи через совместные походы с родителями в магазин, участвуя в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, где происходит первое знакомство с деньгами и пр. Таким образом, ребенок осваивает данную экономическую информацию еще на житейском уровне.

Эксперты утверждают, что спонтанное освоение ребенком знаний об окружающей жизни, и как следствие, о финансово-экономических отношениях в корне ошибочно.

«Деньги», «реклама», «бедность», «кредит», «долги», «богатство» и прочие финансовые категории имеют воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.

Для организации занятий в детском саду была преобразована предметно-пространственная среда группы: организованы уголки по финансовой грамотности, изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк», «Супермаркет», разработаны и изготовлены настольные дидактические игры «Копилка», «Профессии и продукты труда», «Потребности человека: материальные и духовные», совместно с родителями собраны мини-музеи «Деньги разных стран».

К первой годовой задаче по финансовой грамотности у дошкольников в нашей группе, были созданы: Альбом пословицы и поговорки в картинках, Медиатека презентаций, Медиатека интерактивных игр, Медиатека мультфильмов, Альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях, Карточки о профессиях, Дидактические игры, Кроссворды, Ребусы, Лабиринты тематические, Игры-путешествия, Банковские карты, Ненастоящие деньги, Альбом «Эволюция денег».

С помощью этих пособий дети получили понимание, откуда берутся деньги, категории трат первой необходимости и каким образом можно экономить. Получили опыт использования банкомата.

Из этого следует: что правильно организованные условия и соответствующие развивающие практики позитивно влияют на формирование финансовой грамотности, и как следствие на базовые представления ребенка об экономической культуре. Данные занятия активно побуждают детей к познавательной деятельности, развивая коммуникативные навыки. Таким образом, дети с большей ответственностью начали относиться к окружающим предметам, используют творческие подходы в решении игровых задач, проявляют интерес к новым профессиям.

Полученные знания о финансовой грамотности у дошкольников не только дают полезные навыки ведения домашнего хозяйства, экономии, но и создают благоприятную динамику в развитии речи, кругозора, фантазии, мышления детей

В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.

Международная практика свидетельствует о том, что в современных условиях необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором данных преобразований выступает государство через утверждение Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечения к ее реализации государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон.

Под финансово грамотным поведением понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке.

Финансово грамотный гражданин должен как минимум:

• следить за состоянием личных финансов,

• планировать свои доходы и расходы;

• формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств;

• знать, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;

• рационально выбирать финансовые услуги;

«жить по средствам», избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

• знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;

• способен распознавать признаки финансового мошенничества;

• знать о рисках на рынке финансовых услуг;

• вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Важной составляющей финансово грамотного поведения является способность гражданина осуществлять долгосрочное планирование личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного цикла.

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны.

Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности.

Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях.

При помощи дидактических, сюжетно-ролевых игр, бесед, чтения худ литературы, дети узнали откуда берутся деньги, на какие нужды тратятся в первую очередь как можно сэкономить. Научились пользоваться банкоматом Сбербанка.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества.

У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Консультация для воспитателей «Развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет»
Фото «Развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет»
Консультация для воспитателей - фото
Фото №1 Развитие ребенка
Публикации по теме:

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация для воспитателей и родителей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и родителей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей, родителей: «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста» Ловкостью называется способность быстро овладевать.

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

План-конспект занятия по обучению дошкольников финансовой грамотности «На пароходе поплывём, страну «Доход-Расход» найдём» «На пароходе поплывём, страну «Доход- Расход», найдём» Цель: знакомство детей с экономическим понятием «доход-расход»; формирование навыков.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет»
Опубликовано: 31 августа 2021 в 20:56
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Анатольевна Чеснокова (УИ 1410603) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД