Инна Михайловна Пронькина
Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников методом использования технологии мнемосхем»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь дошкольника – важнейшее условие всестороннего полноценного развития человека. Чем правильнее и богаче у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, и тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи дошкольников методом использования технологии мнемосхем“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В наш век – век информационных технологий многие дети, по наблюдениям педагогов и родителей, начинают говорить намного позже, чем их ровесники в недавнем прошлом. В современных семьях дети с самого раннего возраста владеют навыками пользования планшетом, сотовым
телефоном, компьютером, тем самым тормозят своевременное речевое развитие у малыша. Такие дети, поступая в школу, не успевают в изучении родного языка, родной литературы, не умеют выразить свои мысли, желания, не могут социализироваться в обществе взрослых и детей.
Таким образом, в современном обществе актуальным является вопрос развития речи у ребенка еще в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития речи.
В нашем детском саду в работе с детьми используются различные техники и методы обучения правильной речи.
Одним из приёмов работы воспитателей, учителя-логопеда и педагога-психолога в логопедической группе по развитию речи у дошкольников является метод мнемотехники. Мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание речевой информации.
В основе мнемонического запоминания слов лежит визуализация образов. Это своего рода образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия заменяются на те, что имеют визуальное, аудиальное или кинестетическое воплощение в памяти человека.
Цель обучения мнемотехнике — развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. — блоками-квадратами,
Большева Т. В. — коллажем,
Ефименкова Л. Н — схемой составления рассказа.
Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
- знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
- знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета; -знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
- замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.
Предлагаю рассмотреть три эффективных приёма мнемотехники.
Метод историй. Суть данной техники – это развитие памяти : слова и определения необходимо связать в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.
Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации. Этот метод способствует обогащению и расширению словарного запаса детей дошкольного возраста по лексическим темам, способствует запоминанию названий и видов общеразвивающих упражнений по физическому воспитанию, ритмических схем на музыкальных занятиях и т. д.
Метод «Цепочка». Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу, снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.
Недостатком метода является то, что при забывании одного элемента цепочки, можно забыть всё остальное.
Метод Цицерона
Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.