Ирина Спорыхина
Совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств через игровую деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств через игровую деятельность дошкольников».
Подготовила: Спорыхина И. М.
Подвижные игры являются важным средством в развитии физических качеств у детей дошкольного возраста.
Они способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков, а значит и физическому развитию детей.
Публикация «Совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств через игровую деятельность дошкольников» размещена в разделах
Подвижные игры развивают и совершенствуют : моторику, координацию движений и ориентировку в пространстве; устойчивость и концентрацию внимания, воображения, памяти, силы воли; быстроту, ловкость, и умение управлять своими движениями. Развивают целенаправленную двигательную активность.
Изучив литературу о физических качествах, я выбрала путь, который показался самым верным - развивать физические качества ребенка с помощью игры.
Мною собран теоретический и практический материал:
физкультминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, дорожка здоровья, консультации, картотека подвижных игр,
раздаточный материал для проведения игр, аудио и видеозаписи.
В работе с детьми использую игры рекомендованные программой, затем добавляю игры из других источников, либо из своего опыта. Часто преобразую игру, видоизменяю правила игры, усложняю или упрощаю их. Придумываю собственные игры.
Выбираю игры, развивающие комплексно у детей, как психофизические качества и основные движения, так и познавательные процессы.
При подборе игр для детей, я руководствуюсь тем, что подвижные игры должны способствовать следующим задачам:
1. Развитию психофизических качеств детей : скоростных, силовых, гибкости, выносливости, моторных координаций.
2. Накоплению и обогащению двигательного опыта детей, овладению основными движениями.
3. Формированию у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Проводя сюжетную игру, использую образный рассказ, развивающий воображение детей. Рассказываю детям о зайцах и волке (игра «Зайцы и волк», о медведе («У медведя во бору», о лисе и курицах (игра «Лиса в курятнике», стараюсь вызвать интерес детей к игровым образам, игровым ролям.
Объясняю, как ходит, переваливаясь, медведь, как крадется лиса или волк, как прыгают зайцы. Дети, как правило, с удовольствием за мной повторяют показанные движения, входя в роль зайцев, или волка, медведя, лисы, или кур. Сказочные игровые образы побуждают ребенка более старательно выполнять то, или иное движение.
Часто, в играх использую атрибуты для лучшего вхождения ребенка в роль – маски животных для водящего (лисы, волка, кота, зайца и др., дополнительные предметы для исполнения ролей. Использование атрибутов всегда радует детей больше, чем игра без атрибутов, вызывает у детей больший азарт к игре, большее желание играть.
Проводя игру, стараюсь, чтобы каждый ребенок побыл в роли ведущего или водящего, для того, чтобы у детей не возникло чувства разочарования. В связи с этим, каждая игра проводится многократно и детям это не надоедает, так как у них велика потребность в движениях и играх.
У многих детей развито стремление к лидерству, доминированию. Каждый ребенок стремится побывать в роли ведущего (водящего, поэтому роли распределять довольно трудно. При распределении ролей я стараюсь:
1. Помочь неавторитетным детям укрепить свой авторитет; недисциплинированным – стать организованными; неактивным – проявить активность; необщительным – сдружиться со всеми.
2. Объяснить значимость не только командных, но и второстепенных ролей.
3. Учитывать индивидуальные особенности и интересы детей.
При проведении игр необходимо показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться, чтобы они получили удовольствие от их выполнения.
Для детей осторожных и робких будут интересны игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости («Кошки-мышки», «Перелет птиц», от концентрации внимания («Птичка и кошка», «Найди себе пару»). Часто дети этого типа бывают психологически не готовы к выполнению ведущих ролей, стесняются, не решаются начать игру. Тем не менее, при постепенном включении в игру во второстепенных ролях, при проявлении двигательной активности в игре, а так же, получив одобрение воспитателя, в дальнейшем хорошо справляются с главными ролями.
Для детей вялых и пассивных я выбираю игры, не требующие сложных действий, особой ловкости и быстроты движений (Котята и щенята», «Зайка серый умывается»).
Для развития бега использую игры : «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки».
В ходе проведения данных игр я добиваюсь закрепления и развития умения бегать легко, согласовывая движения рук и ног. Развиваю у детей умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.
Для развития прыжков мы играем в следующие игры: «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается». В данных играх закрепляется умение прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте.
Для развития ползанья и лазанья я использую подвижные игры: «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята». В этих играх у детей закрепляется умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы, умение перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вверх, вниз, вправо, влево).
В играх на бросание и ловлю: «Подбрось – поймай», «Мяч через сетку» закрепляется умение принимать правильное исходное положение при метании, в бросании и ловле мяча кистями рук, не прижимая их к груди.
В играх: «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки» - развиваются двигательная активность детей, потребность детей в движениях, ориентировка в пространстве, внимание, выдержка.
В работе с детьми использую следующие народные игры: «У медведя во бору», «Горелки», «Салки».
В ходе объяснения игры перед детьми ставлю игровую цель, способствующую активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры использую краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, развития выразительности, красоты, грациозности движений; фантазии и воображения.
Объясняя несюжетную игру, я раскрываю последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал, указываю местоположения играющих и игровые атрибуты, использую пространственную терминологию с ориентиром на предмет. С помощью вопросов проверяю, как дети поняли игру.
Объясняя игры с элементами соревнования, уточняю правила, игровые приемы, условия соревнования. Я стараюсь выразить уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Чья команда не уронит мяч»).
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка. Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.