Светлана Сорокина
Консультация для воспитателей Упражнения на релаксацию и использование их в работе с детьми. Аутотренинги для педагов
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей Упражнения на релаксацию и использование их в работе с детьми. Аутотренинги для педагов
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Чухломский детский сад «Родничок»
Чухломского муниципального района Костромской области.
«Упражнения на релаксацию
и использование их
в работе с детьми.
Аутотренинги для педагогов».
Публикация «Консультация для воспитателей Упражнения на релаксацию и использование их в работе с детьми, Аутотренинги для педагов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Релаксационные игры и упражнения
- Темочки
Старший воспитатель :
Сорокина С. Б.
Наша жизнь, можно сказать, состоит из эмоций. Как положительных, так и отрицательных. И нам всем с вами необходимо научиться уметь сбалансировать своё психологическое состояние и постараться научить этому умению детей.
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребёнку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищённости. Это в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.
Чувства и качества личности, связанные с эмоциями, влияют на соматическое здоровье человека. Любое эмоциональное переживание человека всегда сопровождается изменениями во всех физиологических системах организма (сердечно – сосудистой, дыхательной, мышечной, желудочно-кишечной и т. п.). Наличие позитивных чувств и качеств личности – естественный психологический ресурс физического здоровья человека.
Любой педагог и родитель хочет, чтобы ребёнок вырос с такими качествами, как:
* уверенность в себе, а не застенчивость или заносчивость и эгоизм;
* любознательность и интеллектуальная активность, а не безразличие к окружающему миру;
* уравновешенность, а не агрессивность;
* стрессоустойчивость, а не тревожность;
* целеустремлённость, мотивированность на успех, а не пассивность неудачника;
* готовность жить «в мире людей», а не страдать в нём.
Для того, чтобы воспитать у дошкольника такие важные для его жизни качества, нужно определённым способом работать с эмоциональным опытом ребёнка, создающим условия для их формирования.
Для формирования эмоциональной стабильности ребёнка важно научить управлять его своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведёт к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Что же такое релаксация?
Релаксация (от латинского – расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических тренировок.
А расслабление – это забота о самом себе, помощь самому себе, создание условий для нормальной работы всего организма, так как в процессе релаксации энергия перераспределяется, что приводит тело к равновесию и гармонии. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, снимает напряжение со всех органов, восстанавливает силы и здоровье детей.
Существует достаточно много способов расслабления.
Расслабление с помощью дыхания. Например, короткий вдох – длинный выдох; глубокий вдох с задержкой дыхания; упражнения «Певец», «Веточка», «Воздушный шарик».
Способом расслабления является и самомассаж, который помогает перераспределить энергию организма, освободиться от усталости. Упражнения : «Нарисуем на пальчиках ниточки», «Кап, кап, капает дождик», «Сорока – ворона», «нарисуем губки, бровки, щёчки» и другие.
Сопряжённая гимнастика или театр пальцев и языка способствует развитию мелкой моторики, улучшению координации движений, повышает общую работоспособность.
Визуализация – составляющая многих гимнастик и психотехник, следовательно, необходимо учить этому искусству с помощью следующих упражнений.
1. Рассмотрите в течении нескольких мгновений какой-либо предмет: апельсин, стакан воды, настольную лампу. Закройте глаза и представьте себе этот предмет.
2. Закройте глаза и вообразите яркий живой цветок. Возьмите его в руки и поднесите к лицу. Почувствуйте аромат.
3. Сядьте. Закройте глаза. Расслабьтесь. Сосредоточьтесь и мысленно представьте себе ярко светящийся белый круг (треугольник, квадрат, яблоко, грушу). Главное, тренируйтесь и всё получится.
Музыкотерапия: для снятия психического напряжения целесообразно использовать такие музыкальные произведения, как «Сладкие грёзы» П. И. Чайковского, «Грустный вальс» Я. Сибелиуса, «Фантазия – экспромт» Ф. Шопена, «Аве-Мария» Ф. Шуберта, «Лунная соната» Л. Бетховена и др.
- при переутомлении и нервном истощении рекомендуются такие произведения, как «Утро» Э. Грига, «Полонез» М. К. Огинского;
- при выраженной раздражительности, гневливости – «Хор пилигримов» Р. Вагнерав, «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского;
- при снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» П. И. Чайковского, «Лунный свет» к. Дебюсси, «Грёзы» Р. Шумана.
Танцтерапия – «Танец утят», «Лавата», «Если весело живётся» и др.
Смехотерапия – обыгрывание потешек, чтение юмористических стихотворений Ю. Мориц, б. Заходера, проведение минуток смеха, игры в смешные слова и т. д.
Ароматерапия. Её целью является управление настроением, работоспособностью, снижение уровня утомляемости, успокаивающие действие, снятие стрессовых состояний (например, запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему и повышают работоспособность, настойки ивы и остролиста снимают напряжение, раздражительность, ароматы лаванды и розмарина успокаивают). Чтобы проверить, подходит ли настойка ребёнку, достаточно втереть несколько капель в виски и область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.
Упражнения на релаксацию в детском саду могут быть использованы таким образом :
* на различных занятиях, могут снимать напряжение с различных групп мышц (глаза, руки, всё тело).
* в совместной деятельности.
* индивидуально, подгруппами и всей группой детей.
* особое внимание уделять упражнениям на релаксацию в старшем дошкольном возрасте.
Работу эту можно проводить по этапам:
1 этап – пропедевтический. Ребёнка учат полностью расслабляться. При этом широко используется показ и тактильная помощь. (Например, упражнения «роняем руки», «Трясём кистями», «Стряхиваем воду с пальцев», «Мельница» и др.) необходимо улавливать точную локализацию ощущений.
2 этап – обучающий. Ребёнка учат отличать мышечное напряжение от расслабления мышц, чувствовать разницу между этими двумя состояниями без фиксации внимания на дыхании (игры с шашками, песком, «Кулачки», «Пружинки», «шарики» и т. д).
3 этап – обучение мышечному расслаблению с фиксацией внимания на дыхании.
4 этап – введение «формул самовнушения», обучение детей навыкам проговаривания их про себя (с шестилетнего возраста).
При составлении комплексов для релаксации дошкольников необходимо учитывать специфику детского восприятия. В силу того, что у них хорошо развито воображение и превалирует наглядно-образное мышление, желательно, чтобы названия упражнений и их содержание носили образный характер.
Важно учитывать и возрастные особенности. Детям 5-7 лет гораздо легче расслабиться и получить удовольствие от выполняемых упражнений, если тренаж будет построен в игровой форме.
При релаксации желательно использовать тихую мелодичную музыку, которая поможет детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться. Если определённая мелодия постоянно сопровождает один и тот же тренаж, то организм ребёнка сам настраивается на её восприятие, и уже после нескольких тренировок расслабление наступает при первых звуках музыки. для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо соблюдать ряд правил.
1. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.
2. Расслабляться лучше с закрытыми глазами.
3. При выполнении упражнений используются различные позы : лёжа, сидя и даже стоя.
4. Во время выполнения упражнений на релаксацию учить детей распознавать ощущение напряжённости и расслабленности.
5. При проведении релаксации целесообразно использовать комплекс определённых приё мов: контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и самовнушение.
6. Нельзя в спешке заканчивать релаксацию.
7. Внимательно следить за самочувствием и состоянием детей после релаксации : если взрослый замечает, что ребёнок испытывает страх, повышенную возбуждённость, напряжён, то надо выяснить причину и при необходимости прекратить занятия.
Релаксационные упражнения для детей
Для того, чтобы противостоять излишнему эмоциональному напряжению, работники педагогических учреждений должны обладать высоким уровнем эмоциональной культуры,
Который складывается из эмоциональной устойчивости; эмпатии (умение сопереживать и принимать окружающих); эмоциональной чуткости, отзывчивости, подвижности, артистизма и экспрессивности. Кроме того, педагогу необходимо знать и использовать различные психозащищённые техники в сложных ситуациях, которые помогут снять рост эмоционального напряжения, дискомфорта и привести к конструктивным механизмам в педагогическом общении.
Достижение указанных целей возможно при комплексном применении приёмов аутотренинга, медитационных и релаксационных техник. Преимущество данных методов снятия психоэмоционального напряжения в их доступности, возможности применения в обычных условиях, в том, что педагог сам может отслеживать результаты.
Аутотренинг – один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.
Аутотренингом можно заниматься индивидуально, в свободное время, на природе, перед сном. Частота занятий от степени психоэмоционального напряжения педагога и колеблется от 1-2 раз в неделю. Важным условием является спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени.
Для усиления эффекта аутотренинговых упражнений рекомендуется использовать спокойную, мягкую музыку.
Способы избавления от отрицательных эмоций:
* смочить холодной водой лоб, виски, артерии на руках;
* набрать в стакан воды и медленно, сосредоточенно её выпить, концентрируясь на своих ощущениях;
* провести дыхательное упражнение : 3-4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться);
* посчитать зубы, дотрагиваясь до них языком с внутренней стороны;
* слегка помассировать кончик мизинца;
* делая вдох, спокойно, не торопясь, сжать с усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; затем, ослабляя сжатие, сделать выдох (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение с закрытыми глазами – это удвоит эффект;
* применить формулы самоубеждения («сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «я совершенно спокойна», «я раскованна», «моё тело лёгкое», «я уверена в себе», самовнушения («я хочу», «я смогу», «я буду»).
Кроме того, существуют очень простые способы, позволяющие снять отрицательные эмоции, которые каждый может опробовать на собственном опыте:
- спортивные занятия (полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта);
- физический труд (стирка белья, мытьё посуды, уборка квартиры и т. д.);
- отдых на природе (прогулка по лесу, созерцание течения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях);
- созерцание огня (говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака);
- контрастный душ (заставляет мышцы попеременно расслабляться и напрягаться, а мышечное расслабление, как известно, хороший способ для снятия психического напряжения);
- проекция негативных эмоций на посторонние предметы (можно выразить свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочки газету, поколотив подушку (боксёрскую «грушу») или выжав полотенце, даже если оно совершенно сухое; большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах);
- танцы под музыку (причём как спокойную, так и ритмичную);
- крики (то громко, то тихо, можно громко спеть любимую песню);
- высказывания (озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют);
- смех и плач – отличные средства защиты нашего мозга от психических перегрузок (смех является своеобразной защитой нервной системы; его можно рассматривать как серию коротких выдохов, которые дробят опасный поток импульсов).