Валентина Посохова
Консультация для воспитателей «Воспитатель, дети, их общение»
Общение со сверстниками и взрослыми чрезвычайно важно для становления личности дошкольника. Как часто проблема общения становится едва ли не самой важной, жизненной проблемой. Человеку, не владеющему навыками общения, трудно жить в современном мире.
Процесс общения протекает не просто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю поверхностную картину взаимодействия. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитатель, дети, их общение“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Благополучные групповые взаимоотношения необходимое условие успешного взаимодействия детей, детей и взрослых, а поэтому их нарушения могут негативно сказываться во всем процессе психологического развития ребенка. От того, как складываются отношения ребенка со сверстниками и взрослыми в группе, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения (общения, и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру.
Каждый год приносит с собой смену стиля общения с детьми, потому что меняется характер потребности ребенка во взрослом. Важно понимать, что новая потребность приходит не вместо предшествующей, а в добавлении к ней.
Общение является одним из важнейших факторов психологического развития с первых дней жизни ребенка.
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различные положения. В дошкольном возрасте проявляются дружеские взаимоотношения, выделяются дети, испытываю-щие трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
Для детей двух лет важно, чтобы воспитатель был ласковым и готовым помочь и защитить. Это не меньше необходимо детям пятилетнего возраста. Ведь ласка нужна и взрослым, и детям. Поэтому не забывайте, что ребенка нужно приласкать, обнять, посидеть рядом просто так. Обмен «приятными прикосновениями» между вами и ребенком создает атмосферу доверия, тепла, расслабленности и покоя.
Для трехлетнего ребенка важно, чтобы воспитатель был хорошим партнером по разнообразной деятельности. Но и пятилетний ребенок оценит эти способности взрослого по достоинству. Он будет с удовольствием вместе с вами строить и мастерить что-то. Конечно, если вы будете рабо-тать на равных, а не он под вашим руководством. Задача этого этапа – за-служить авторитет. Соответствующий тип общения – ситуативно-деловое.
В среднем возрасте взрослый становится авторитетным источником интересной и достоверной информации, но эта функция сохраняется у педагога и в старшей группе. По-прежнему необходимо знать и постоянно узнавать что-то новое и интересное. Задача этого этапа заслужить авторитет человека «знающего».
В старшем возрасте необходимо умение выслушивать доверительные рассказы детей и выступать в личном общении на равных с ребенком, из-бегая оценок и морализования, а также умение искренне радоваться жизни. Старший возраст похож на психологическую репетицию подросткового периода, когда внимание ребенка тоже оказывается прикованным к сфере человеческих отношений, активно создается образ самого себя и своей жизни в ближайшем будущем и так нужен близкий человек, с которым можно обо всем поговорить.
Подготовительная группа – это год интенсивной подготовки к школе, это вовсе не означает, что можно утратить индивидуальный, личностный, эмоционально теплый контакт, который сложился у вас, если вы прошли вместе несколько лет. По-прежнему, детям нужна ваша ласка, сочувствие, понимание; по-прежнему дети любят, если вы как партнер включались в их игры; по-прежнему вы останетесь важнейшим источником достоверной и интересной информации. Однако постепенно на основе возникшей в старшем возрасте и развиваемой произвольности взрослые вводят в жизнь детей и элемент обязательных занятий, обязательных требований к поведению, которых не было раньше.