Галина Бухтерева
Консультация «Использование сказки в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление подготовила :Бухтерева Г. А
Все, наверное, согласны с мнением, что наши дети –существа капризные, проверяющие всё о чём им говорят, не будут делать что-то,если не верят. Стоит вопрос :»Что же делать? Что использовать нам в своей работе,чтобы дети нам поверили, захотели выполнять то, о чём мы их просим?» И здесь нам на помощь приходит сказка! И не просто сказка,которую надо слушать (даже смотреть, а сказку,которую можно придумать.
Публикация «Консультация „Использование сказки в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июль 2020
У русского народа есть такая присказка :»Народ скажет,как завяжет.».А веди правда, что житейская мудрость, подмеченные признаки, всё ,что мы считаем забытым прошлым, что передаётся из поколения в поколение (присказки, поговорки, разные выдумки, и. т. д, имеют огромный смысл. Но нам надо дать определённые понятия «Сказка- не обман,а тайна»
Мы с вами выросли,поэтому самостоятельно решаем, читать или нет, что читать,а наши малыши не могут самостоятельно это сделать, поэтому впитывают всё то, чем богаты родители. Но если мы будем детям читать или рассказывать сказки или что-то ещё ,которые содержат нравоучения, нотации,где много цитат непонятных детям, очень мудрёных, если и не отпугивают малышей, то вызывают у них отторжение или раздражения.
И мы начинаем думать,как же донести до них мудрость, правду,которая содержится в сказках? Но как помочь ребёнку побороть страхи, потерю веры в светлое,доброе, в себя, друзей? Это задача наша,воспитателей.
Сказка – всегда тайна, что-то неизвестное, неизведанное,которое надо разгадать, узнать. Сказку всегда рады слушать или смотреть как очень активные непоседы, так и неповоротливые молчуны. Ведь в сказке содержится какое-то волшебное завораживающее действо.
Сказки очень важны в жизни, в развитии личности детей нужны разные сказки. Есть такие сказки,как «Курочка Ряба»,»Колобок» только знакомят с предметами,понятиями, традициями. Но это отстранённая,а не жизненная позиция. Участвовать в ней для детей не имеет смысла.
Сказкотерапия даёт нашим детям возможность участвовать в любимой и даже не очень интересной сказке, додумывать сюжет,разыгрывать сказку в лицах. Это просто мечта для ребёнка. Воплощая эту стратегию, мы используем сказку,как инструмент для исправления ситуации, которая беспокоит ребёнка, помогает исправить модель его поведения,помогая переиначить смысл сказки. Примеряя роль главного героя на себя ребё нок:
-показывает, каким он видит решение своих проблем,
- демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения,
-самостоятельно находит решения из сложившихся ситуаций,в которые попадает его герой.
Подбирая тематику сказок, мы с вами можем :
-помочь ребёнку избавиться от той или иной привычки,
- указать (в не навязчивой форме) на ошибочность выбранной ребенком линии поведения,
-концентрировать внимание на конкретной ситуации, которая есть на данный момент,
-показать,что есть другая линия поведения –возможность добиться желаемого результата.
Например, если ребёнок боится темноты- надо найти сказку или любое другое литературное произведение, или придумать самостоятельно,мужественного, отважного героя, который своими поступками и даже внешним видом побеждает всё зло,всё что пугает ребёнка. Если ребёнок любит придумывать что-то, но ему никто не верит, можно найти смешные рассказы, где герой «заврался» так, что забыл как зовут его маму.
Сказкотерапия помогает укрепить связь между детьми и родителями, потому что они вместе могут придумывать волшебные истории, сказки. И от их совместного решения зависит судьба героя.
Можно использовать и примеры из сказки. Если, вы никак не можете приучить ребёнка говорить при необходимости «волшебные» слова,не умеет слушать и считаться с мнением других, прочитайте сказку»О непослушной мышке».Я вас уверяю,что после прослушивания этой сказки, ребёнок поймёт,что если он хочет, чтобы к нему относились по-доброму, с любовью, надо научиться быть вежливым, добрым, отзывчивым, никому не делать плохо,если тебе доверяют – то не обмани это доверие,потому что во- второй раз тебе не поверят.
Сказки пробуждают у детей всё хорошее, доброе,что есть у наших детей, формируют у них нравственные ценности, любовь к слушанию и чтению сказок, научат правильному общению.
Совместное со взрослым чтение сказок поможет сближению их,лучше понимать друг друга, доставят только удовольствие.
Сказки являются и элементом нравственного воспитания, так как основано на восприятии базовых основ –понятий «зло», «добро».Язык, которым написаны сказки помогают детям понять причины поступка, его последствия. сказка показывает и то,как зависит нравственное качество человека и конкретные жизненные ситуации. Сказка учит самому ценному качеству человека – умению сопереживать, понимать другого человека.
Сказка также формирует основы нравственного поведения, навыки общения. Для формирования нравственных ценностей детей важны и комментарии, которые родители или педагоги,дают во время совместного прослушивания или просмотра сказки.
Сказки также развивают у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки :
-творческие способности и фантазию,
-все виды памяти,
-умение связно выражать свою мысль,
-внимание,
-образное мышление,
-активную речь,
- умение использовать мимику.
Многочисленные варианты использования литературного материала дают ребёнку возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализация, рисование,дают возможность проигрывать сюжет разными способами. Ребёнок чувствует радость, творческую свободу, становится жителем сказочного мира.
Важное значение сказки ещё и в том, что с её помощью ребёнок может увидеть мир в его целостности. Проживая сюжет сказки, учится сопоставлять, анализировать, делать выводы,используя не дидактический материал,а погружаясь в мир персонажей. Ни одна из деталей не укроется от внимания детей. Даже если вы рассказывая одну и ту же сказку во второй раз, где-то допустите малейшую неточность, дети вас тут же поправят. Дело в том, что дети воспринимают вымысел, как что-то реальное. Они» переносят» все сказочные моменты в окружение своей комнаты,на улицу. Сказка становится первой простейшей моделью мира,формируя мировоззрение,умение фантазировать.
Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем отдельно взятого ребенка (всё индивидуально,избавляя ребёнка от каких-то страхов. Существует методика сказкотерапии, которая может позволить детям почувствовать себя более уверенно, избавиться от комплексов, и даже внутренне измениться. Ребёнок сравнивает себя с тем персонажем сказки, кто близок ему по нравственным и личностным качествам.
Сказки учат не только радоваться добру. Важно и то, что дети узнают и о отрицательном опыте.
Роль сказки в развитии и воспитании детей очень огромна, потому что без неё трудно представить себе взросление современного ребёнка. Добрые и злые,жадные и щедрые,хитрые и нет герои сказок всегда должны быть рядом с детьми. Они являются опорой в жизни детей,учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.