МААМ-картинки

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста

Елена Кузина
Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Публикация «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста» размещена в разделах

Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности, то есть талантливый в чем-то одном ребенок творчески проявит себя и во многом другом. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, — учите его музыке!

На своих музыкальных занятиях я пытаюсь заинтересовать малышей, раскрыть красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать и научить самовыражаться в разных видах музыкальной деятельности.

Знакомлю детей с музыкальной игровой деятельностью на фронтальных занятиях, на развлечениях, как в музыкальном зале, так и при посещении групп.

Музыкальная деятельность малышей — это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него — и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие :

1. Слушание музыки. Восприятие музыкальных произведений, развитие слуха и голоса.

2. Пение. Освоение элементарных певческих навыков, песенное творчество. Пение способствует развитию укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей.

3. Музыкально-ритмическая деятельность. Задачей этих игр является соединение навыков координации движения и музыки, воображения и слухового восприятия звукового образа. Данный вид игровой музыкальной деятельности развивает чувство ритма способность улавливать настроение музыкального произведения и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности : темп, динамику — усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения, художественного образа.

4. Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле. Дети с удовольствием играют на детских музыкальных инструментах, так как это не требует особой подготовки, специальных навыков и доступно практически каждому. В ходе игры решаются задачи воспитания чувства единения, развития музыкальных способностей (чувства ритма, звуковысотного и тембрового слуха, формирования интереса к инструментальному творчеству.

5. Музыкально-дидактические игры закрепляют навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких, как ритм, тембр, динамика, направление звучания мелодии и т. д.

Каждый вид музыкальной деятельности специфичен, оказывает влияние на развитие ребенка и предполагает, что дети должны овладеть теми видами музыкальной деятельности, без которых она неосуществима.

Основная форма занятий — игра, которая способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста. Игра — это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образцы передавались самым маленьким детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей. Особое место занимают игры - потешки «Ладушки», «Сорока - ворона», «Едем - поедем», «Баран - баран» и другие фольклорные игры.

В играх - потешках, в песенках и стишках, сопровождающихся раз-нообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая эмоцио-нальная окраска, особые тактильные и вестибулярные ощущения, возни-кающие в тот момент, когда взрослый тормошит, щекочет, покачивает, подбрасывает малыша, простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры. Несмотря на свою внешнюю простоту и доступность, такие игры обладают огромным развивающим потенциалом. Они способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению действовать синхронно с партнером.

Игры, сопровождающиеся стихотворными строчками или мелодией, развивают чувство ритма, музыкальный слух. Вместе с этими приятными переживаниями в жизнь ребенка постепенно входят действия «понарошку» : ведь в подобные игры включены элементы условности, сочетающие словесное обозначение персонажа игры и его действий, которые взрослые многократно адресуют малышу, что способствует развитию его воображения.

В каждой семье имеются свои традиции игрового общения с детьми. Мамы играют с детьми в те игры, в которые играли с ними родители, затем этот опыт передается следующему поколению. Наверное, нет такого малыша, с которым не играли бы в «Ладушки», «Козу рогатую», «Сороку- ворону». Каждая из этих игр имеет множество вариантов. Игры «Кулачки», «Дружно ручки поднимаем» и другие помогут разнообразить игровое взаимодействие с ребенком.

Также на занятиях использую хороводные игры, которые предполагают построение в круг и выполнение ритмизированных движений в соответствии с образным словом. Они не только забавляют малышей, но и учат согласованности движений. Способствуют развитию внимания к действиям других людей. Например, «Карусели», «Раздувайся пузырь» и др.

Музыкальные занятия строю по темам, содержание которых привязано к календарному году и событиям, близким и доступным детям соответствующего возраста. Например, «Моя семья и я», «Мои маленькие друзья (животные)», «Веселая зима».

Таким образом, соблюдается сюжетно - игровое единство музыкальных занятий, то есть все виды деятельности и репертуар объединены одним сюжетом, который проживают малыши много раз во многих видах муз кально-игровой деятельности.

Особенность моей работы с детьми — импровизация. Сюжет занятия, его литературная и основная музыкальная части прорабатываются заранее, но многое «подвижно» в зависимости от состояния детей, их настроения и желания заниматься теми или иными видами деятельности. Я творчески подхожу к использованию современного музыкального репертуара, понравившиеся мне произведения использую с новыми словами и движениями. Например: игра «Крокодил» может превратиться в «Веселого медвежонка», игра «Поросята» — в игру «Маленькие зайчата».

Также использую куклы-перчатки на занятиях с детьми уже с полутора лет. Сказочный персонаж сам расскажет и покажет малышу сказку Ребенок вначале — зритель, а сказочный герой вовлекает малыша по мере разворачивания сюжета в совместные действия. В 3 года ребенок уже самостоятельно играет с куклой-перчаткой, выстраивая сюжетную смысловую цепочку из трех-четырех действий и озвучивая эти действия. Малыш с удовольствием подхватывает игру начатую взрослые, а фантазия позволяет ему использовать воображаемые предметы и предметы-заменители.

Для ребенка становится чрезвычайно важно построение и развитие диалогической речи. Ему важно обогатить опыт общения в различных ситуациях. И нет лучшего помощника для ребенка в этом деле, чем тряпичная кукла-перчатка или, что еще эффективнее, набор кукол- перчаток — героев сказки, то есть кукольный детский театр.

Сама природа музыкального искусства, сопровождающая игру, способствует установлению несловесного общения, а ситуативная деятельность, возникающая в ходе ее, как правило, вынуждает к словесному общению. В играх музыкально-педагогического направления игровой деятельности музыка имеет ведущее значение.

Публикации по теме:

Особенности музыкального развития детей старшей группы ДОУ Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование музыкальных способностей нужно.

«Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника». Консультация для родителей и педагогов ДОУ. Значение музыки в развитии ребенка – дошкольника. (консультация для родителей и педагогов) Современные научные исследования свидетельствуют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста
Опубликовано: 1 апреля 2014 в 06:10
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кузина (УИ 77551) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД