Папки-передвижки

Консультация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников»

Ольга Шобанова
Консультация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников»

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников

В настоящее время, с началом обучения в школе, у многих детей вдруг обнаруживаются затруднения при обучении чтению и письму. Учащиеся оказываются не в ладах с русским языком, однако могут неплохо справляться с математикой, окружающим миром и другими предметами. Как правило, у этих детей обнаруживаются нарушения чтения и письма: дисграфия и дислексия.

Публикация «Консультация „Профилактика оптической дисграфии у дошкольников“» размещена в разделах

Логопедическим термином дисграфия обозначается частичное специфическое нарушение процесса письма. Это связано с отклонениями в нормальной деятельности тех или иных анализаторов, участвующих в процессе письма (речеслуховой, речезрительный, речедвигательный, двигательный анализаторы) или психических функций, обеспечивающих акт письма (память, внимание, мыслительные процессы, восприятие).

При дисграфии младшие школьники с трудом овладевают письмом: списывание и диктанты пестрят многочисленными ошибками. Дети не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы и слоги, заменяют их.

Сейчас очень часто у детей младшего школьного возраста встречается, так называемая, оптическая дисграфия. Она связана с недоразвитием оптико – пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Для оптической дисграфии характерны следующие ошибки:

1. Замены букв по начертанию:

недописывание элементов букв;

написание лишних элементов;

о-а, л-м, и-ш, и-ц, п-т, П-Т, Х-Ж.

2. Искажение и замены букв близких по начертанию в пространстве

вверх- вниз: в-д, б-д;

вправо-влево – «зеркальное написание».

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.

Для усвоения зрительного образа буквы и для дифференциации букв близких по начертанию необходим достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений. Данную предпосылку проще своевременно выявить и устранить.

В связи с тем, что нижнетеменные отделы коры головного мозга окончательно созревают позже других её отделов, в 1-м классе на начальных этапах обучения письму трудности в дифференциации букв возникают у многих детей. Во многом это связано с тем, что все буквы русского алфавита в печатном и в рукописном виде состоят из небольшого набора буквенных элементов. Одинаковые элементы комбинируются между собой по количеству и пространственному расположению, и образуют различные буквы, однако это приводит к наличию в русском алфавите несколько оптически сходных букв. Для дифференциации этих букв нужно владеть хорошими оптико-пространственными представлениями, зрительным анализом и синтезом.

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.

Данная работа состоит из 2-х этапов:

1-й этап предполагает упражнения направленные на развитие высших психических функций (зрительная память, внимание, пространственные ориентировки, анализ, синтез)

2-й этап - это упражнения, направленные на ликвидацию оптической дисгафии, т. е. осуществляется работа над конкретной буквой.

Работа 1-го этапа может проводиться как педагогами, так и родителями.

I. Понимание пространственных предлогов.

Ребёнок должен понимать пространственные предлоги.

Задания: положи ложку на кружку, под кружку, за кружку, перед кружкой, около кружки и т. д. И наоборот: возьми ложку за кружкой, перед кружкой и т. д.

II. Ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу.

1. Я положила вилку справа от ножа. Сделай так же и т. п.

2. Подними вверх правую руку (левую); покажи правой рукой правую щёку (левую); топни левой ногой (правой).

3. Какой предмет находится справа от кресла?

Какой предмет находится над креслом? И т. д.

Повернись к предметам спиной. (Вопросы те же).

4. Какая птица сидит выше?

Какая птица сидит ниже на дереве?

5. Ответь на вопросы:

Что выше, дерево или 10-этажный дом?

Что к тебе ближе, табурет или стол?

III. Представления о форме и величине предметов.

1. Назови геометрические фигуры.

2. Покажи, где высокое дерево, а где низкое?

3. Покажи где среднее яблоко?

4. Покажи, где толстый кот?

IV. Узнавание предметов в усложненных условиях.

1. Назвать предметы, изображенные пунктиром.

2. Назвать предметы, наложенные друг на друга.

3. Назвать предметы, перечеркнутые различными линиями.

V. Развитие зрительного анализа и синтеза.

1. Какими деталями отличаются рисунки?

2. Чем похожи рисунки?

3. Сложи из счётных палочек предмет по образцу.

VI. Развитие зрительной памяти.

1. Положите перед ребёнком 7-8 предметов. Попросите его отвернуться и в этот момент уберите один из них. Ребёнок должен угадать, какого предмета не стало.

2. Положите перед ребёнком 6-7 картинок, ребёнок должен запомнить их. После этого смешайте картинки с другими 8-10 картинками. Ребёнок должен найти среди них те, которые он запомнил.

3. Запомнить буквы, цифры или фигуры, а затем выбрать их среди других.

4. Игра «Что изменилось?» Разложить 4-6 картинок, которые ребёнок должен запомнить. Поменять их расположение. Ребёнок должен сказать, что изменилось.

Предложенные упражнения позволят вашему ребёнку быстрее выучить буквы, научиться писать и читать!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.

2. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1996.

3. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма. СПб., 1999.

4. РГПУ им. Герцена. Методы изучения и преодоления речевых расстройств (межвузовский сборник научных трудов). СПб., 1994.

5. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб. 2004.

6. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. СПб., 2005.

7. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.

Публикации по теме:

Игры по профилактике дисграфии у старших дошкольниковИгры по профилактике дисграфии у старших дошкольников Игротека для дошкольников. Авторские игры учителя – логопеда Гончаренко О. Н. Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация для родителей «Профилактика и помощь тревожному ребенку» Все дети разные. Одни тихони, другие – забияки, третьи – задиры и шалуны. Все они нуждаются в любви, ласки, заботе. Все они достойны похвалы.

Консультация для родителей «Профилактика коронавируса» Консультация для родителей «Профилактика коронавируса»Коронавирус – это целое семейство вирусов, которое включает более 30 видов. Виды объединены.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие, а.

Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ»Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ» Самое большое испытание для родителей – это болезнь их ребенка. Поэтому самое важное для любой семьи сохранение и укрепление здоровья их.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников«Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников« Консультация для родителей "Здоровые ножки" У 65 % дошколят плоскостопие. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата оказывают негативное.

Профилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольниковПрофилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольников Вот и наступила долгожданная весна! Журчат ручьи, ярко светит солнышко, заметно прибавился день. Но к сожалению,тёплое солнышко не поможет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников»
Опубликовано: 5 февраля 2021 в 14:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД