Петрова Анжелика
Консультация «Создание условий для двигательной активности в группе и на улице во второй группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для двигательной активности в группе и на улице во второй группе раннего возраста
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.
Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания. Всем давно известно, что движение - это: - врождённая, жизненно-необходимая потребность человека; - эффективное лечебное средство; - познание окружающего мира; - важное средство воспитания и обучения.
Публикация «Консультация „Создание условий для двигательной активности в группе и на улице во второй группе раннего возраста“» размещена в разделах
Предметно-двигательная среда группы должна :
-побуждать детей к двигательной активности;
-позволять выполнять разнообразные движения;
-способствовать оздоровлению и познавательно-двигательному развитию детей.
Исходя из требований ФГОС, принципам и в комплектации физкультурного уголка являются:
— содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;
- гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей);
- вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
К центру физического развития и его оборудованию предъявляются следующие педагогические, эстетические, гигиенические требования.
1. Безопасность размещения.
2. Соответствие гигиеническим и педагогическим требованиям.
3. Центр должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
4. Центр должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.
5. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
Для организации работы по двигательной активности детей раннего возраста определили для себя основные задачи:
- создать условия, побуждающие детей к двигательной активности;
- научить детей правильно двигаться;
- заложить основы физической культуры.
Одним из основных условий полноценного физического развития ребенка является создание предметно-развивающей среды в группе. Это разнообразные игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; дорожки для ходьбы, разнообразные мячи, погремушки, колечки.
В младших группах любимые игрушки детей - куклы, мишки и др. - время от времени можно располагать на физкультурных пособиях, чтобы ребенок мог взять их, пролезая в ворота, пройдя по бревну и т. д. Большую роль в двигательном режиме играют атрибуты, сделанные силами родителей и педагогов. В младших группах можно использовать коляски, тележки-каталки, чтобы дети катали, садились в них.
Важно изготавливать нестандартное оборудование из бросового материала: мягкие комочки, цветные ведерки и яички («Гномики», «Котята», пеньки, грибки, гантельки из пластиковых бутылок с разными наполнителями, «шумелки-гремелки», «моталочки» и т. д.
Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – создание новизны. Это достигается за счет смены переносного оборудования.
В игровой зоне обязательно наличие двигательных модулей.
У малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому пособия необходимо вносить постепенно, чередуя их. Мелкие пособия держать в открытых контейнерах, корзинках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.
На прогулке необходимы такие игрушки, как машины, мячи, скакалки и т. д., что дает возможность обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей. Важное место отводим проведению занятий по развитию движений. На каждом участке должны быть изолированные теневые навесы, различное оборудование для упражнений в равновесии, лазании, метании: горки, бумы, зигзаги, гимнастические стенки. Все оборудование на групповых участках нужно размещать так, чтобы высвободить больше площади для упражнений детей в разных видах спортивных движений. Расширение и обогащение двигательного опыта детей - одна из основных задач, стоящих перед воспитателем детского сада. Для детей, особенно младшего возраста, основной вид деятельности - игра. Поэтому при составлении плана необходимо учитывать, как более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений. Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей. Прежде всего это такие движения как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание, ползание. Весь игровой материал распределять в определенной последовательности, с учетом сложности движений. В период освоения малышей с новой обстановкой подвижные игры позволяют научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч», проводят в начале с небольшой подгруппой (8-10 детей). При такой организации дети буду чувствовать себя свободнее, увереннее, а воспитателям легче научить их координации движений. Постепенно в играх усложнять задачу. Например, в усложненном варианте игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросает воспитатель, а затем и сами дети.
Создание условий для разных видов двигательной активности детей в течение дня.
Планируя утреннюю гимнастику, необходимо ставить перед собой цели: поднять эмоциональный и мышечный тонус, совершенствовать двигательные навыки, пластичность, развивать умение соотносить движения со словами: например, дети выполняют движения в соответствии со стихотворным текстом.
Планируя прогулку 1-ой и 2-ой половины дня, использовать подвижные игры различной интенсивности на равновесие, прыжки, метание, лазание, бег. Такие игры как «Бегите ко мне», «Догони мяч», «Найди свой домик», «Найди свой цвет», «Поезд», «Мыши в кладовой» и т. д.
Малоподвижные игры: «Возьми флажок», «Тишина», «Каравай», «Зайка серый умывается» и т. д.
Ставить перед собой задачи: закрепление ранее разученных видов ходьбы и бега, имитаций движений, метание на дальность, подлезание под препятствие, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, с препятствием, используя спортивное оборудование: зрительные ориентиры для ходьбы «змейкой», гимнастические скамейки, канаты, стойка с рейкой для подлезания, переходной мостик, обручи, косички, корзина, корзина с мечами, кегли.
Давать детям возможность самостоятельно двигаться, придумывать игры самим на ту тему, которая им интересна.
В группе должен находится спортивный уголок. В его составе необходимо иметь: обручи, кегли, мячики, массажный мяч, скакалки, ленточки, дорожка для профилактики плоскостопия.
Движения детей недостаточно согласованы, им трудно сохранять равновесие. Чтобы побуждать малышей выполнять движения используются различные подвижные игры с использованием потешек, поговорок. Игру нужно организовать так, чтобы ребёнку было интересно это делать не потому что «надо» и «полезно», а потому что ему это нравится. В играх дети не только учатся правильно двигаться, но и знакомятся со свойствами предметов, с новыми словами. Особый интерес вызывают у малышей игры с использованием разных образов и игрушек.
Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем маленького созревающего организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены.
А главное условие при обучении малыша разным движениям, чтобы взрослый сам принимал в этом активное участие.
Используемая литература: Н. П. Кочетова "Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста и т. д.