МААМ-картинки

Консультация «Учим ребенка выделять звук в слове»

Светлана Кротова
Консультация «Учим ребенка выделять звук в слове»
▼ Скачать + Заказать документы

Чтобы ребенок научился выделять первый звук в слове, необходимо сначала достаточно утрированно произносить слова (у-у-у-у-утка, м-м-м-машина, з-з-з-звук). При этом очень важно понимать, что в одних словах первый звук услышать проще, а в других - сложнее. Так, в слове СТОЛ звук С проще выделить, чем в слове СОК, а в слове СОК в свою очередь проще, чем в слове СИЛА.

Пробуя выполнять подобные задания, придерживайтесь следующей последовательности предъявления слов :

Публикация «Консультация „Учим ребенка выделять звук в слове“» размещена в разделах

1. Слова, где первый звук А, У, И, Э, О, подбирайте только с ударением на первый слог, например: ОБЛАКО, ОЗЕРО, ОВЦЫ, но не ОЧКИ, не ОГОНЬ, не ОБЕЗЬЯНА.

2. Слова, где первый звук - отдельный согласный, не участвующий в слоге-слиянии (К-РОТ, Т-РАКТОР, С-ТОЛ и т. д.).

3. Слова, начинающиеся на твердый согласный в слоге-слиянии (МАШИНА, РУКА и т. д., т. е. в которых вторая буква - одна из следующих: А, О, У, Ы, Э.

4. Слова, начинающиеся на мягкий согласный втвердый согласный в слоге-слиянии (МАШИНА, РУКА и т. д., т. е. в которых вторая буква - одна из следующих: А, О, У, Ы, Э.

4. Слова, начинающиеся на мягкий согласный в слоге-слиянии (КИНО, ТЕЛЕВИЗОР и т. д., т. е. в которых вторая буква - одна из следующих: И, Е, Ё, Ю, Я.

5. Слова, начинающиеся на Е, Ё, Ю, Я, лучше по возможности вообще исключить из заданий, т. к. данные буквы в начале слова обозначают не 1 звук, а сразу 2, и слышим мы в начале таких слов звук Й. Эти особенности русской фонетики трудно объяснить дошкольнику.

.Что надо делать, чтобы у ребенка к школе появился фонематический слух? Наш путь познания тесно связан с чувствами. Появившись на свет, ребёнок сразу же начинает использовать осязание, обоняние, вкус, зрение и слух для активного освоения окружающего мира. В дальнейшем малыш будет неуклонно совершенствовать каждое из этих чувств, научится использовать их с наибольшей пользой для себя. Возьмём, к примеру, слуховое восприятие. Оно необходимо для нормального психического развития ребёнка, для успешного овладения устной и письменной речью. Каким образом осуществлять развитие слухового восприятия ребёнка? Что надо делать, чтобы к школе у малыша появился так называемый ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (слух на отдельные звуки родного языка? Эти вопросы родители задают логопеду наиболее часто.

Почему ребенок меня не слышит? Может быть он глухой?

Нередко на приё м к отоларингологу и сурдопедагогу приходят мамы с малышами 3-5 лет и примерно следующими жалобами: «Он  меня не слышит! Я ему сто раз говорю одно и то же, а он меня не понимает! Может быть он глухой?» В ходе проверки выясняется, что со слухом у ребёнка всё в порядке. В чём же тогда дело? Подобная ситуация возможна, если:

• У ребёнка есть определённые трудности в концентрации слухового внимания. Он не может сосредоточиться и воспринять звуковую информацию. Проще говоря, у него, как говорят в народе, всё пролетает «мимо ушей». Тому, конечно же, есть причины. Подобные явления встречаются у малышей, которые растут в шумной домашней обстановке. Громкая музыка, постоянно работающий телевизор, разговоры взрослых на повышенных тонах, могут привести к подобной мнимой глухоте. Это своего рода защитная реакция. Не будь её, крохе грозили бы нервные срывы. А так, - отключился, и здоровье сохранил…

• У ребёнка не сформировано понимание звуковых образов слов. Иными словами, он не улавливает смысл высказываний. Просто слышит некий звуковой ряд, но не может соотнести его с конкретными предметами и явлениям действительности. Объяснений здесь может быть несколько. Вот самые основные:

2. Дефицит общения. Педагоги и психологи называют это педагогической запущенностью. Вот некогда было маме разговаривать с крохой: нескончаемые домашние дела, проблемы, работа, карьерный рост, да мало ли что ещё! В этом случае малыш растёт в речевом вакууме и постепенно превращается в Маугли городских джунглей. Как ни печально, но подобное явление можно наблюдать повсеместно.

В подобной ситуации только полноценное общение с малышом может исправить ситуацию, и, конечно, помощь логопеда и психолога. Но самое главное, повторяю, речевое общение с людьми: взрослыми и сверстниками!

3. Звуки, звуки, слышим вас!

А теперь займёмся фонематическим слухом. Работу над ним целесообразно начинать уже с четырёх лет. Чтобы малышу было не скучно, возьмём в помощники самый обычный мячик. Сначала потренируемся в повторении самых простых звуков : гласных А, О, У, И, Ы, Э.

Игра «Эхо». Вы бросаете мяч и произносите, например, звук «А-а-а…». Малыш должен будет поймать мяч и, возвращая его Вам, повторить этот звук. Подобную манипуляцию проделайте со всеми гласными звуками.

Игра «Какой звук начинает слово. Её можно будет использовать лишь после того, как ребёнок усвоит звучание всех гласных звуков и сможет их различать. Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово, начинающееся на один из перечисленных выше гласных. Это могут быть слова : АИСТ, ОСЫ, УТКА, ЭХО, ИНЕЙ и т. д. Лучше брать слова, в которых ударение падает на первый гласный. Тогда ребёнку будет легче его определить. Да и Вам удобней выделять голосом именно ударный звук. Услышав слово и поймав мяч, малыш будет какое-то время усиленно думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая Вам, выделит начальный гласный. Когда звук будет, наконец, найдет, кроха должен будет его чётко произнести и возвратить Вам мяч.

Игра «Что за звук спрятался в середине слова?». Игра проводится аналогично предыдущей, но вот гласный стоит уже в середине однослоговых слов типа ЗАЛ, ЖУК, ДОМ, СЭР, СЫР, МИР и т. д. Ещё раз подчеркивают: берите слова, состоящие только из одного слога! Но при этом ни в коем случае не включайте в игру, такие как ЛЕС, ЛЁД, ЛЮК. В них звучит один гласный звук, но вот гласная буква пишется совсем другая. Для многих малышей разница в понятиях звук - буква ещё непонятна, поэтому не перегружайте их лишней информацией. Проводя игру, не забывайте голосом выделить гласный звук в слове.

Игра «Что за звук стоит в конце слова. Правила игры те же, только искать гласный надо уже в конце слов : ВЕДРО, НОГА, СТОЛЫ, БЕРИ, КАРАТЭ и проч. Как Вы уже заметили, ударение опять же падает на искомый звук. Это не случайно: в безударной позиции некоторые гласные, например О, Э меняют своё звучание.

Подобным же образом можно будет выделять и согласные звуки. Для работы с ними берём только первую и третью из названных выше игр («Какой звук начинает слово» и «Что за звук стоит в конце). Условия подбора слов те же : звук должен ясно звучать, не оглушаться и не пропадать при произнесении. Слова могут быть такими : МАК, СТУЛ, МАЛЫШ, КРОТ, ТАНК, ВОЛК, ДОМ, ГОЛ и т. д. позиции некоторые гласные, например О, Э меняют своё звучание.

4. Игры на развитие фонематического слуха

Продолжим работу над фонематическим слухом, но уже на новом, более высоком уровне. Помощником нам будет всё тот же мячик. Задача для малыша усложняется…. Вы произносите ряд слогов или слов, а ребёнок должен будет из них выбрать лишь слог или слово с заданным звуком. Каждый звук отрабатывается отдельно и поэтапно. На работу с одним звуком отводится несколько дней, а то и недель. Предлагаем использовать несколько вариантов игры «Выбери правильно!». Она рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет.

«Выбери слог со звуком У»

Вы говорите, например: ТА-ТУ-ТИ, и бросаете ребёнку мяч. Повторив про себя (или вслух) ряд слогов, он должен найти слог с искомым звуком «У» и, произнося его вслух, вернуть Вам мяч. Если крохе трудно сделать выбор из трёх слогов, сократите ряд до двух. Ну, а если ситуация прямо противоположная, и три слога, - это слишком легко, пусть поищет среди четырёх-шести слогов. Можно пойти и на маленькую хитрость: произнести ряд слогов, среди которых не будет слога с искомым звуком. Вот это будет уже настоящим испытанием на сообразительность! Интересно, маленький умник догадается, что Вы его провели? Если да, то он, наверняка, с возмущением воскликнет: «Звука У здесь нет

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Найди звук в слове» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Найди звук в слове» для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры-одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Характерные особенности дидактических игр заключаются.

Фотоотчет «Учим ребенка работать с ножницами»Фотоотчет «Учим ребенка работать с ножницами» Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а следовательно положительно влияет на развитие речи малыша. И все.

Консультация для родителей «Учим ребенка правильно держать ложку и карандаш» Современный ритм жизни не всегда позволяет уделить достаточно внимания обучению ребенка тому, как правильно держать ложку и карандаш. И.

Консультация для родителей «Учим ребенка доброте» Воспитание в ребенке чувство доброты надо начинать с малых лет. Каждый родитель хочет,чтобы его малыш вырос добрым,отзывчивым. Таким он может.

Консультация для родителей «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека» Консультация для родителей. «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека" Как приятно слышать от своего крохи вежливые.

Консультация «Мы учим дни недели»Консультация «Мы учим дни недели» Консультация «Мы учим дни недели» Вот и нашим малышам подошло время для осваивания более обширных знаний: времена года, месяцы, дни недели,.

Методический материал для родителей «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека»Методический материал для родителей «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека» Как приятно слышать от своего крохи вежливые фразы: "Спасибо", "Пожалуйста", "Будьте добры"; видеть проявления благодарности в ответ за.

Развлечение в подготовительной к школе группе «Учим, учим ПДД, а иначе быть беде…»Развлечение в подготовительной к школе группе «Учим, учим ПДД, а иначе быть беде…» Подготовили воспитатели: Тавинцева З. И. и Камышанская И. А. Воспитатель: Ребята, по улицам каждый день проезжает много легковых и грузовых.

Советы родителям «Учим ребенка одеваться и раздеваться» У многих родителей есть большая проблема – это научить ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться. Для них проще и быстрее самому одеть.

Консультация «Учим времена года»Консультация «Учим времена года» Для взрослых, кажется, что знать времена года, это просто, естественно и очевидно. Но для ребенка такое понятие как времена года,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Учим ребенка выделять звук в слове»
Опубликовано: 15 июля 2022 в 13:36
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Учим ребенка выделять звук в слове»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кротова (УИ 1747510) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД