Консультация «Организация прогулки и ее коррекционная направленность в детском саду для детей с нарушением зрения»

Кристина Викторовна Снисарь
Консультация «Организация прогулки и ее коррекционная направленность в детском саду для детей с нарушением зрения»

При организации коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими такие зрительные заболевания как косоглазие и амблиопия, необходимо обеспечить ее непрерывность и взаимосвязь с лечебно-восстановительным процессом. Осуществляется эта взаимосвязь во всех видах деятельности детей. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения особую важность приобретает правильная организация прогулки. В течение дня дети участвуют не только в общеобразовательных, но и в специальных коррекционных занятиях, а также проходят курс необходимого им лечения. Такая насыщенность разными, и подчас, трудными для детей видами деятельности обусловливает их повышенную утомляемость, снижение познавательной активности и эффективности проводимой коррекционнопедагогической и лечебно-восстановительной работы.

За время прогулки дети должны хорошо отдохнуть, подвигаться и, в то же время, поупражняться в использовании зрения и всех сохранных анализаторов. Время, отведенное на прогулку, должно быть наполнено интересными играми и упражнениями коррекционного характера, не утомляющими детей.

Для организации игр и занятий с детьми на прогулке необходимы также удобные столы и скамейки, которые должны быть на каждом участке.

На прогулку выносятся различные игрушки и предметы,которые также должны отвечать определенным требованиям: крупные машины,

игрушки-каталки, тележки, коляски, куклы, цветные кубики, кегли, мячи, наборы для игр с песком и т. д.

Для организации на прогулке игр с незрячими дошкольниками (в том числе и с имеющими остаточное зрение)используют озвученные игрушки: мяч погремушка, свисток,музыкальные игрушки: колокольчик, бубен, дудочка и т. д. По возможности на участках располагают стационарные или используют выносные зрительные и осязательные ориентиры, световые и звуковые сигнализаторы.

Все это очень важно, т. к. коррекционная направленность всех педаго-гических мероприятий, проводимых с детьми, обеспечивается специально создаваемыми условиями их проведения. Огромное значение имеет актив-ная роль педагога, который руководит целенаправленным зрительным вос-приятием детей, учит их выделять в окружающем все признаки, которые можно познать не только с помощью зрения, но и, используя все сохранные анализаторы (осязание, слух, обоняние, вкусовую, температурную и другие виды чувствительности). Эта способность необычайно важна для детей с патологией зрения, т. к. значительно обогащает их представления обо всем, что их окружает. Не следует забывать, что проводимые с детьми во время прогулки разнообразные игры и упражнения должны иметь четко выраженную коррекционную направленность, т. е. способствовать восстановлению нарушенных зрительных функций (например, таких как острота зрения, цветовое зрение, поле зрения, бинокулярность зрения) и устранению (уже имеющихся) или предупреждению вторичных отклонений в психофизическом развитии детей (таких как

трудности получения адекватных представлений об окружающем мире из-за неполноценности зрительного вое приятия и неумения пользоваться сохранными анализаторами, нарушение ориентировки в пространстве и т. д.).

Игры и упражнения, проводимые детьми на территории детского сад можно разделить на несколько групп зависимости от того, какую задачу ставит перед собой педагог. Следует отметит что такое разделение игр и упражнений на группы не может быть очень строгим так как решаемые в процессе их проведения задачи взаимосвязаны и пер кликаются. Приведем предлагаемую над классификацию игр и упражнений проводимых на прогулке в детском саду для детей с нарушением зрения.

1. Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушении зрительного восприятия (восприят] цвета, формы, величины предмете их пространственного расположения):

- «Найди одинаковые по цвету (по форме) листья, цветы, плоды, семена»,

- «Подбери одинаковые по цвету (форме) формочки, ведра, кубики, г шинки и т. д.»,

- «Найди на участке предметы одинакового цвета (одинаковой формы)»,

- «Собери букет из листьев желтого (красного, оранжевого, коричневого) цвета

- «Собери букет из листьев разного цвета (Назови цвет листьев»,

- «Собери букет из листьев округ) формы, но с разных деревьев»,

- «Найди самое высокое (самое низкое дерево»,

- «Найди самое толстое (самое тонкое дерево».

2. Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений в развитии двигательной сферы (основные движения):

- «Пройди по бревну (скамейке, сохраняя равновесие. Контролируй свои движения»,

- «Пройди по дорожке. Иди точно посередине, не наступая на края дорожки. Смотри внимательно, правильно ли ты ставишь ноги»,

- «Пройди по намеченной линии. Смотри внимательно на линию»,

- «Пройди по кругу (квадрату и т. д., наступая (не наступая) на линию фигуры. Смотри внимательно, правильно ли ты ставишь ноги»,

- «Иди, перешагивая через кубики. Смотри внимательно. Не сбей кубики»,

- «Иди вокруг веранды (домика, горки и т. д.) быстрым (медленным) шагом»,

Примечание:

1. В подобных играх и упражнениях не только корригируются движения детей, но и развивается их глазодвигательный аппарат и бинокулярное зрение.

2. Напоминаем, что детям со сходящимся косоглазием полезны игры и упражнения со взором направленным вверх и вдаль, а тем, у кого расходящееся косоглазие, рекомендуется выполнять задания, требующие направленного взора вниз и работы на близком расстоянии.

Детям интересны также игры на имитацию движений и звуков птиц и животных, средств транспорта. Такие игры становятся еще интереснее, если воспитатель использует шапочки с изображением имитируемых птиц, жи-вотных, машин.

Наиболее благоприятное время для организации активной коррекционно-педагогической работы с детьми в процессе прогулки это конец весны (май, лето и начало осени (сентябрь, первая половина октября). В этот период дети могут наблюдать различные природные явления, вступать в непосредственный контакт с объектами природы. Это очень важно для формирования у дошкольников с нарушением зрения адекватных представлений об окружающем мире.

Кроме того, в летние месяцы дети свободны, так как с июня по август все общеобразовательные и специальные коррекционные занятия заканчиваются до следующего учебного года (сентябрь, хотя дети продолжают получать необходимое им аппаратное лечение. Общеизвестно, что дети нуждаются в специальных играх и упражнениях, закрепляющих положительные результаты лечения зрительных заболеваний на аппаратах. В связи с этим важно организовать повседневную жизнь детей в детском саду, их досуг, прогулку таким образом, чтобы они полноценно отдыхали и в то же время получали необходимую им коррекционно-педагогическую помощь.

Большую часть времени в летний период дети должны проводить на благоустроенных участках детского сада, в парке или в лесопарковой зоне, расположенных рядом с дошкольным учреждением. Если погода не очень хорошая (прохладно, идет дождь) детей также следует выводить на прогулку. На крытой веранде можно спрятаться от ветра и дождя. Детям не будет скучно, если воспитатель хорошо продумает и организует их времяпрепровождение (проведет с ними игры малой подвижности, словесные и сюжетно-ролевые игры; побеседует по заранее составленному плану, например, о времени года, о погоде; почитает детям сказку или рассказ, предложит самим рассказать что-то интересное).

В окружающей детей среде можно встретить множество примеров для звукоподражания. Это очень важно использовать как можно чаще, так как в процессе звукоподражания совершенствуется сразу несколько возможностей детей: умение внимательно слушать окружающий мир, соотносить его звуки с конкретными объектами или явлениями (а для этого необходимо очень внимательно посмотреть вокруг себя). Кроме того, развивается описательная речь детей, она обогащается разнообразными характеристиками, ребенок свободнее оперирует своим словарным составом, становится активнее и общительнее.

В летний период педагоги закрепляют и обогащают все анализаторные возможности детей. Так, их упражняют в узнавании деревьев и кустов, растущих на участке, с помощью зрения. Зрительные образы подкреп-ляются и дополняются осязательными восприятиями, когда дети учатся узнавать деревья и кусты по особенностям строения ствола, веток, листьев, цветов и плодов (семян).Обязательно подключается обонятельная чувстви-тельность: дети учатся узнавать растения по характерным для них запахам.

Такие же игры и упражнения проводятся с цветами, растущими на участках детского сада. Если это возможно, следует позволять детям поп-робовать растение или его часть на вкус (например, кусочек коры, почку, лист дерева). При этом необходимо соблюдать меры безопасности, не до-пустить ожог кожи или отравление детей.

Именно в таких играх значительно расширяется и обогащается активный словарь детей, у них формируются реалистические образы, наполненные конкретным содержанием, слова, характеризующие предметы, с которыми они действуют, становятся понятными. Например, потрогав почку тополя руками, дети узнают, что она липкая, клейкая, а дотронувшись до нее кончиком языка, ощущают, что она горькая.

Важно научить детейбережно и заботливо относиться к живой природе: не рвать и не топтать цветы, обследовать растения очень осторожно, слегка прикасаясь к ним кончиками пальцев, поглаживая и легко ощупывая их, не уничтожать насекомых, лягушек и т. д. Педагоги должны объяснять детям их полезность и необходимость, показать взаимосвязь и взаимозависимость всего живущего на земле. Такое же бережное отношение необходимо воспитывать) детей и к тем объектам окружающей среды, которые сделаны руками человеке (например, домик на участке, скамейка горка и т. д.).

Во время прогулки воспитатели имеют также возможность формировать и совершенствовать трудовые навыки у детей. Трудовая деятельность детей организуется на участке, в цветнике, на огороде. Инвентарь (грабли, ведра, лопатки, тележки, метла)подбираете: красивый, ярких цветов, удобный обращении. Это позволяет поддерживать у детей интерес к выполнению трудовых поручений. Важно и то, что дети нарушением зрения не только знакомятся с этими предметами, но и учатся действовать ими самостоятельно. Для того чтобы заинтересовать детей и самим процессом труда, и его результатом, воспитатель создает игровую ситуацию, использует игры и упражнения соревновательного характера (например, «Кто скорее соберет листья», «Кто быстрее и аккуратнее сложит в кладовую игрушки», «Кто чище подметет дорожку» и т. д.).

Необходимо отметить и большое воспитательное значение подобной работы. Дети учатся взаимодействию, взаимопомощи («Учись помогать своему товарищу», «Помоги правильно выполнить поручение», «Расскажи ребятам последовательность выполнения поручения» и т. д.).

Важнейшая задача педагогов - научить детей воспринимать природу с помощью всех органов чувств, понимать красоту и неповторимость окружающего мира, ощущать себя частью этого мира.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация «Организация прогулки и ее коррекционная направленность в детском саду для детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 09:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 апреля. День витамина С на МААМ

Четвертое апреля считается днем рождения витамина С. Американский ученый Чарльз Глен Кинг 4 апреля 1932 года не только сумел выделить из капусты вещество, которое стали называть витамином С, но и...

3 апреля. Всемирный день вечеринки

«Вечеринка» – слово, от которого так и веет молодостью, задором, весельем. Это мероприятие противоположно любому официозу и обязательно проводится в неформальной дружеской обстановке. Тематика, характер и...

Фотоотчёт об изготовлении плаката «Оберегаем нашу планету» к международному Дню Земли
Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о Дне Земли, о том как ребята старшей группы изготовили плакат, который дети создавали с целью привлечь внимание к...
Эссе на психологическую тему «Почему добро не ценится, а люди от него наглеют»
В эти дни самоизоляции, когда есть возможность дома спокойно подумать, поразмышлять , почитать , задуматься над своими проблемами в жизни, я решила поискать...
Засыпалочки и стихи для самых маленьких
Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию подборку засыпалочек и стихов для самых маленьких. Все на свете спать должны: И мартышки, и слоны. Спит...