Елена Русинович
Консультация педагога-психолога для родителей «Особенности воспитания братьев и сестер»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация педагога-психолога для родителей
Формирование личности ребенка начинается в семье. Важным является не только общение со взрослыми, но и со сверстниками, детьми, которые немного старше или младше ребенка. В семье, где есть братья и сестры (сиблинги, взаимодействие между ними также влияет на развитие личности каждого ребенка.
В зарубежной психологии одним из основных направлений исследований является изучение особенностей развития ребенка в зависимости от порядка его рождения в семье. Отмечают, что позиция ребенка среди его братьев и сестер имеет особое значение для всей его дальнейшей жизни. Эта позиция определяется количеством детей, их полом, промежутками между их рождением. Чем ближе возраст детей, тем большее влияние они оказывают друг на друга в процессе своего развития. Считается, что порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение.
Публикация «Консультация педагога-психолога для родителей „Особенности воспитания братьев и сестер“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Так же важным является:
Материнское отношение к детям, определяющее взаимоотношения между сиблингами;
Влияние старших сиблингов на формирование социальных умений у младших;
Влияние пола сиблинга на формирование идентичности;
Уход за младшим, как условие, способствующее формированию социального поведения и чувства ответственности у старшего.
Чем меньше возрастная разница между детьми, тем чаще возникают конфликты между ними причины при этом незначительные: не поделили игрушки или «пальму первенства» в игре. Чем разница в возрасте больше, тем конфликтов меньше, но причины их возникновения серьезнее.
Некоторые особенности взаимоотношений между сиблингами, которые обусловлены разницей в возрасте и возрастными особенностями детей.
Младшего школьного и раннего возраста: совместная деятельность-игра (игры в игрушки, подвижные игры). Дети много времени проводят вместе. Доверительные, близкие отношения складываются у младшего и старшего ребенка с мамой.
Младшего школьного и дошкольного возраста: совместная деятельность - игровая (игры в игрушки, компьютерные игры). Дети много времени проводят вместе. С какими либо затруднениями оба сиблинга обращаются к маме. Ссоры происходят часто, причины это не поделенные игрушки и другие вещи.
Старшего дошкольного и подросткового возраста: совместная деятельность заключается в рисовании, чтении книг. С какими-либо трудностями оба сиблинга обращаются к маме. Ссоры возникают чаще всего по причине агрессивного поведения подростка.
В многодетной семье отношения между сиблингами складываются особым образом. Как правило, самые маленькие дети взаимодействуют более тесно. Старшие дети в такой семье представляют отдельную группу, где взаимодействие также более тесное, чем в общей системе отношений сиблингов. В семьях с тремя детьми, взаимоотношения зависят от разницы в возрасте, то есть чем она меньше, тем дети больше взаимодействуют друг с другом и тем самым влияют друг на друга.
Можно ли любить больше и сильнее кого-то одного из детей?
Объяснений этому может быть достаточно много. Начать с того, что в нашей стране огромную роль в воспитание детей играет старшее поколение, то есть бабушки и дедушки. Как правило они либо живут в одной квартире с новорожденным, либо считают своим долгом постоянно помогать молодым родителям. Бабушка может окружить внука таким вниманием, что со стороны часто вы не сможете понять, кто из двух женщин приходится ребенку мамой. Со вторым ребенком ситуация может сложиться совсем иначе. Тут и бабушка стареет, и мама набирается опыта, делается уверенной и компетентной - психологически впервые становится реальной матерью. Кстати, это часто усугубляет детскую ревность, и возбуждает чувство вины у матери из-за того, что она по-разному относится к детям. Встречаются случаи, когда рождение сына расценивается как подарок и он становится кумиром семьи, в то время как к дочери родители могут относится явно прохладнее. Известно так же, что матери-одиночки обычно больше и дольше опекают именно сыновей, так как у них страх потерять мужчину изначально сильнее, чем у замужних женщин.
Когда в семье двое детей и один из них явно больше похож на одного из родителей, а второй на другого (характер, внешность, то отношение к этим детям может зависеть от самооценки родителей. Если самооценка родителя высокая, то он хорошо будет относиться к своему уменьшенному портрету, а если низкая, то будет сочувствовать ребенку или отвергать его, как бы не желая смотреться в зеркало. Если супруги ладят и нравятся друг другу, то они будут любить эти черты в детях.
С психологической точки зрения, и изгои, и любимчики все равно травмированы. Первые обижены, но не свободны: они всю жизнь пытаются заполучить любыми средствами доказательства любви и признания. Вторые избалованы и плохо подготовлены к реальной и, главное, к самостоятельной, жизни.
Близнецы.
Близнецы наименее подвержены детской ревности. Наоборот, они оказывают очень большое влияние друг на друга и во многом являются отдельной командой. Их очень забавляет то, что люди с трудом их различают, часто они выручают друг друга в детских шалостях. Братья, сестры или одногруппники очень мало способны влиять на них. Таким образом у них развиваются прекрасные навыки командного взаимодействия, однако им бывает очень трудно покинуть друг друга даже для устройства своей личной жизни.
Ссоры.
Простых решений этой проблемы не существует, однако важно помнить, что некоторые конфликты могут играть положительную роль – при условии, что они не заходят слишком далеко. Стрессы и ссоры случаются потому, что именно так достигается переход на новый, более стабильный уровень отношений. Но дети делают это слишком неуклюже, поэтому им нужна помощь родителей. В большинстве случаев родителям следует избегать роли арбитра в стычках между детьми. Но если вас все-таки втянули в ссору, дайте возможность каждому ребенку высказать свою жалобу или обиду, а затем попросите одного вкратце изложить суть жалобы другого, чтобы убедиться, что он все услышал и понял правильно. Пусть потом дети вместе составят перечень возможных путей и способов решения конфликта. В таком случае вы не только вернете ответственность за решение конфликта обратно в руки детей, но и научите их преодолевать различные жизненные неурядицы, препятствия и негативные моменты. Давайте возможность высказаться всем. Если ребенок принимал участие в разработке какого-то правила, он постарается сделать так, чтобы это правило е нарушалось. Но если правило навязано ему сверху, вполне вероятно, что он попытается все-таки его нарушить. Говорить о ссоре нужно после того как дети успокоятся, вот тогда настает время обсудить разумные альтернативы дракам.
От поведения родителей зависит многое. Постарайтесь принять то, что дети разные, и каждый хорош по-своему. Поэтому не заставляйте их во что бы то ни стало обожать друг друга, всегда быть вместе и постоянно сотрудничать. Предписанная любовь редко бывает долгой и искренней. Наверняка придет время, когда им станет просто интересно быть вместе, без всякого вашего давления. И тогда они вполне могут почувствовать себя друзьями, а не родственниками, сменят конкуренцию на сотрудничество и этот бесценный опыт смогут передать уже своим детям. И когда – нибудь будут с улыбкой рассказывать, как однажды здорово подрались со своим братом.
Используемая литература:
1. Баркан А. И. «Как научиться понимать своего ребенка», М. 1999
2. Брошюра unicef«Особенности воспитания братьев и сестер»