Елена Ильина
Консультация по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Есть мудрая древняя китайская поговорка: «То, что ты узнал в детстве, останется с тобой навсегда».
Это самая дешевая из всех развивающих игр, а пользу она будет приносить долгие годы. Для этого нужно только играть вместе с детьми, постепенно показывая им игры, спрятанные в этой чудесной коробочке. Шкатулочка с палочками занимает места гораздо меньше, чем любая из развивающих игр. Ее, не задумываясь, можно взять с собой в короткую поездку, в дальнее путешествие или, например, в поликлинику. Ведь для игры нужна совсем небольшая ровная поверхность.
Публикация «Консультация по ФЭМП» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Можно начать в раннем возрасте (примерно с трех лет) с самых простых игр и решения простейших головоломок. По мере развития ребенка усложняются игры и головоломки. Этими играми и особенно головоломками с удовольствием занимаются и малыши, и дошкольники, и школьники, и их папы, мамы, бабушки, и дедушки.
Почему именно счетные палочки?
С помощью палочек мы постепенно запоминаем цвета, изучаем цифры, буквы, учимся считать, знакомимся с различными геометрическими фигурами, учимся сравнивать, развиваем воображение, память, внимание, логическое мышление, смекалку, учимся решать нестандартные задачи, учимся проверять чужую и свою работу.
Запоминаем цвета, счет, геометрические фигуры.
• Выкладываем из палочек некоторую несложную фигуру. Сначала внимательно рассматриваем ее вместе с ребенком, затем предлагаем ответить на вопрос «Палочки какого цвета, я использовала для этой фигуры?». Далее ребенок выкладывает такую же точно фигуру.
• Предлагаем ребенку выложить фигуру по заранее заготовленному образцу. Пусть сначала это будет образец из палочек, а впоследствии рисунок или фотография.
Изучаем цифры, буквы. «Узнай букву», «Узнай цифру»
• Выкладываем из палочек и предлагаем ребенку догадаться, на какую букву или цифру это похоже, если ребенок уже знаком с цифрами и буквами. Меняемся ролями. Ребенок загадывает, а мы угадываем.
• И опять повторяем цвета. Предлагаем ребенку выложить из палочек красную букву А, или зеленую букву Б и т. д.
Учимся считать.
• Предлагаем ребенку выложить на стол несколько палочек. Считаем вслух, дотрагиваясь до каждой палочки. Предлагаем ребенку пересчитать палочки, которые мы достали.
• И опять повторяем цвета. Предлагаем ребенку достать некоторое количество палочек определенного цвета, например, три зеленых, четыре синих и т. д. После выполнения задания проверяем цвет и количество. Меняемся ролями. Ребенок дает задание, а мы выполняем.
И готовимся к решению математических задач.
C помощью палочек ребенку 5-6 лет можно наглядно объяснять, что такое "пример", как обозначаются операции вычитания и сложения. Возьмите две палочки одного цвета и три палочки другого цвета. Спросите у ребенка, сколько всего палочек. Затем между палочками разных цветов положите знак плюса. Для того чтобы объяснить операцию вычитания, возьмите пять палочек. Затем заберите две палочки. Спросите у ребенка, сколько палочек осталось?
Развиваем воображение.
• Предлагаем ребенку из шести палочек составить что-нибудь. Вариантов может быть много. Каждый новый вариант встречаем вопросом: «А на что это похоже?». Чем богаче фантазия ребенка, тем больше будет различных вариантов. Если же ребенок испытывает затруднения, можно ему аккуратно помочь. На пример, предлагаем ребенку составить узор из палочек. Возможно, это будет совместное творчество детей и взрослых.
Знакомимся с различными геометрическими фигурами.
Выкладываем на стол три палочки и предлагаем ребенку составить из них что-нибудь. Вариантов может быть много. Каждый новый вариант встречаем вопросом: «А на что это похоже?»
Среди них будет и треугольник. О нем поговорим подробнее.
— А знаешь ли ты, как называется эта фигура? (если ребенок затрудняется ответить, говорим сами). Показываю стороны и углы.
— А как ты думаешь, почему эта фигура называется треугольник?
И таким образом выкладываем и рассматриваем остальные фигуры.
Учимся сравнивать.
• Произвольно выкладываем палочки двух различных цветов.
— Палочек, какого цвета больше (меньше? Проверяем разными способами (пересчетом и сравнением чисел, непосредственным сравнением через соответствие).
• Произвольно выкладываю 5 красных палочек. Предлагаем ребенку выложить несколько синих палочек, так чтобы синих палочек было меньше, чем красных. Проверяем разными способами.
Головоломки.
Составляем и решаем разнообразные головоломки.
Головоломки с палочками – это:
— развитие логического мышления,
— всегда стопроцентная концентрация внимания,
— прекрасная подготовка к решению геометрических задач,
— всегда вера в победу,
— радость открытия.
И, пожалуй, самое главное: головоломки с палочками – это каждый раз нестандартная задача. А их решать необходимо, поскольку только на «типовых» научиться хорошо решать задачи невозможно!
И еще, как это ни парадоксально, регулярное решение головоломок приучает нас жить без стрессов. Допустим, не удается сразу найти решение. В какой-то момент начинает казаться, что его просто нет и быть не может. Так и в жизни нестандартная ситуация иногда нам кажется безвыходной. Но человек, решающий головоломки, сталкивался с таким ощущением уже много раз и уверен, что выход обязательно найдется, надо только хорошенько подумать.
Следовательно, головоломки решать всем (и детям, и взрослым) очень полезно!