МААМ-картинки

Консультация «Коллекционирование как развитие познавательной активности дошкольников»

Елена Маврина
Консультация «Коллекционирование как развитие познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Коллекционирование - одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т. д.

Публикация «Консультация „Коллекционирование как развитие познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если ребёнок пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Цель коллекционирования развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путём создания коллекции.

Задачи коллекционирования:

• формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

• формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

• расширять кругозор воспитанников;

• обогащать и активизировать словарь детей;

• формировать бережное отношение к хранению коллекции;

• активизировать участие родителей в образовательном процессе.

В дошкольном возрасте формируется познавательная активность и исследовательский интерес. У ребенка природой заложено желание к поиску, а коллекционирование это всегда поиск, а не покупка готового набора.

ФГОС рекомендует коллекционирование, как одну из новых форм работы с детьми.

Новизна программы в том, что коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяющая углублять познавательные интересы детей. Занятия коллекционированием не требуют больших материальных и физических затрат, ведь коллекционировать можно все, что угодно. Дети, которые занимаются осознанным собиранием чего-либо более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели.

Ожидаемые результаты

• Сформированность представлений детей об объектах окружающего мира по теме коллекций;

• Проявление у детей активности, инициативности, творческих способностей в различных видах детской деятельности;

• Умение детей сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, логически обосновывать свои мысли;

• Проявление активности родителей в образовательном процессе (по созданию и презентации коллекций детей);

• Повышение уровня удовлетворенности родителей организацией образовательного процесса.

Виды коллекционирования:

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки.

Индивидуальные - это детские сокровищницы, в них собраны самые разнообразные вещи, причём каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребёнка.

Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций:

эмоциональные отмечаются быстрым началом и быстрым угасанием к интересу коллекции;

познавательные отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей;

социальные - форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте;

временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время;

длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т. д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать.

На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования:

киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек.

легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.

плангонология – собирание разных кукол.

филолидия – собирание упаковок.

филателия – собирание почтовых марок.

бонистика – собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.

нумизматика – собирание различных монет.

Для детей более понятными будут несколько иные предметы для коллекционирования: книжки, открытки, магнитики с картинками, листья и цветочки для гербария, модельки машин, диски с песнями т. п.

Это лишь немногое из того, что нравится собирать детям. Коллекционировать можно самые разные предметы: главное, чтобы это нравилось детям, было им понятно и близко, а также обогащало их понимание окружающего мира. В нашей группе дети тоже имеют домашние коллекции и с удовольствием их демонстрируют, принося их в детский сад.

Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка.

В дошкольном возрасте коллекционирование проходит свой путь развития.

В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки. Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.

В среднем возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер – сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки).

В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции». Коллекции могут быть самыми разнообразными по тематике. Это темы, связанные:

- с живой природой (мир растений, животных);

- с не живой природой (виды минералов (камни, виды местности (природные ландшафты)

- с явлениями социальной жизни (виды строительных сооружений, профессий, транспорта.

Требования к работе с коллекциями

Собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов. Но выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка.

Рекомендации к тематическому содержанию коллекций:

доступность – объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;

разнообразие – чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;

учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);

учет возрастных особенностей детей

все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;

учет природоохранного аспекта - данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения, либо к объектам, при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т. д.).

Необходимо выработать ряд правил при обращении с коллекциями:

• формировать у детей бережное отношение к предметам коллекции.

• вместе с детьми обсудить правила обращения с предметами коллекции.

• дети должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты, которые надо рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя делать их неприкасаемыми, тогда дети потеряют интерес к ним.

• продумать, как организовать взаимодействие детей с предметами коллекции. Они должны иметь возможность не только рассматривать, но и перебирать вещи, по-своему их располагать.

В группе нужно определить место для хранения коллекции она должна быть доступна для детей, чтобы в любой момент ребенок имел возможность полюбоваться предметами, пообщаться со сверстниками.

Этапы работы с коллекцией

Организация педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:

1 этап – подготовительный:

• накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;

• индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;

2 этап – основной:

• побуждение детей к получению информации об объектах

коллекционирования;

• чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;

• включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;

• работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

3 этап – заключительный:

• организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;

• презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом;

Возможные формы работы с детьми:

- Групповая (фронтальная);

- Подгрупповая (небольшими группами по интересам);

- Индивидуальная;

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться:

- в режимные моменты (утренние часы приема, во

время минут ожидания, в вечернее время)

- в ходе непосредственно образовательной

деятельности (образовательные ситуации, проекты)

- в ходе самостоятельной деятельности детей

И самое главное коллекция не должна лежать, она должна «работать»!

Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:

• Познавательная: развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);

развитие математических представлений – временные представления, счетные операции;

ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;

• Игровая – игры-викторины

- дидактические игры

- сюжетно-ролевые игры

-театрализованные игры;

• Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых)

- опытно-экспериментальная деятельность

-оформление выставок ;

• Коммуникативная – тематические беседы

- составление и отгадывание загадок

- составление рассказов, сказок

- публичная презентация коллекции

- творческая сочинительская деятельность

- активизация словаря

- умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;

• Трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;

• Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;

• Художественная - изготовление различных продуктов детского

творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.).

Так же коллекция может быть использована в качестве развивающей речевой среды, способствующей выполнять следующие задачи:

- расширять представления детей о многообразии окружающего мира, предлагая для рассматривания экспонаты коллекций, выставок,

- осуществлять словарную работу, обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойствами и качества предметов (например: предметы коллекции – собаки, лошади, коровы – сделаны из разных материалов: ткани, меха, пластмассы, дерева, бумаги и др.)

- знакомить со способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок, медвежий).

Коллекционирование – это больше игра, чем познавательная деятельность. В эту игру играют воспитатели с детьми. Эта игра коллективная и помогает проявлять свои творческие способности каждому ребенку.

В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы.

В очень увлекательной форме, разумно организованное коллекционирование, воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций. Поэтому именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, общим с детьми увлечением!

Желаю Успехов!

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Коллекционирование как развитие познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 2 ноября 2021 в 00:36
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Коллекционирование как развитие познавательной активности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Маврина (УИ 1805619) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД