Приложение МААМ

Консультация по ЗОЖ «Нетрадиционные виды сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья воспитанников»

Зоя Бойцова
Консультация по ЗОЖ «Нетрадиционные виды сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Нетрадиционные виды сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья воспитанников»

Воспитатель : Бойцова Зоя Виллиевна.

Интеллектуальное развитие дошкольников, формирование их душевных качеств, приобщение к труду – важнейшие стороны деятельности педагогов. Однако грош ей цена, если мы проигнорируем работу над укреплением «фундамента» всей жизни Человека – его здоровья, если не сформируем основы культуры здоровья и не приобщим к ней дошкольников.

Публикация «Консультация по ЗОЖ „Нетрадиционные виды сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья воспитанников“» размещена в разделах

В настоящее время в педагогике возникло особое направление: “педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Наряду со всеми известными формами работы по укреплению здоровья детей, существуют и нетрадиционные методы и приёмы сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья детей.

Нетрадиционные формы оздоровления – это профилактика болезней, стрессовых ситуаций. Детям эти методики доступны, воспринимаются ими как игра и вызывают положительные эмоции.

Цель: Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Задачи:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

2. Развивать у детей навыки к здоровому образу жизни через нетрадиционные оздоровительные методики.

3. Развивать умения самостоятельно решать задачи здорового образа жизни в повседневной деятельности и нарабатывать опыт по безопасному поведению в окружающей жизни.

В результате реализации этих задач дети станут физически и психически крепче, укрепятся волевые качества детей, такие как: настойчивость, решительность, выдержка, терпение, будут знать, и применять на практике навыки здорового образа жизни и безопасного поведения.

При проведении нетрадиционного метода закаливания необходимо соблюдать следующие правила:

1. У взрослого должно быть всегда хорошее настроение.

2. Взрослый должен систематический проводить закаливающие процедуры.

3. Не должно быть принуждения.

4. Уметь вовремя закончить закаливающие процедуры, если видим, что у ребенка ухудшилось самочувствие.

5. Не только сами радуйтесь успехам ребенка, но и расскажите, о его удачах родителям.

6. Старайтесь соблюдать основные принципы закаливания: систематичность и постепенность.

Начиная с младшей группы воспитатели для оздоровления детей, используют нетрадиционный метод закаливания - «хождение босиком», один из современных направлений в оздоровлении. С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. «Хождение босиком» - хороший метод закаливания, как для детского учреждения, так и для дома. При хождении босиком температура пола должна быть не ниже 18 градусов. Вначале дети ходят в носках, а через 4-5 дней босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличивается каждый день на одну минуту и постепенно доводится до 15-20 минут.

«Хождение босиком» проводится в игровой форме, с увеличением количества и качества упражнений, выполняемых детьми поточным способом, по кругу.

Для оздоровления детей раннего возраста в сочетании с хождением босиком полезно использовать «игровые дорожки» - ребристая доска, силуэты ступней, колючие коврики. Применение этих спортивных снарядов не только делают процедуру более интересной, но и развивают двигательную активность, улучшают координацию движений, укрепляют отдельные мышцы рук, ног, развивают гибкость.

Одним из элементов здорового образа жизни является правильное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровообращении, в том числе и органах дыхания, укрепляется мышца – диафрагма. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Дыхательная гимнастика.

Носом воздух мы вдыхаем, ртом мы воздух выдыхаем.

Не страшна простуда нам, нам не нужно к докторам.

Очень хорошо сочетать дыхательную гимнастику с массажем.

Массаж – это механическое воздействие специальными приемами: поглаживание, постукивание, пощипывание и точечный массаж. Чтобы массаж не выполнялся чисто механически, предлагаем детям общаться со своим телом в игровой форме, проговаривая ласковые слова.

Выполняя упражнения массажа в игровой форме, дети получают радостное настроение.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев. Как писал физиолог И. П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Благотворное воздействие оказывает массаж биологически активных точек (БАТ). Массаж БАТ можно проводить с использованием простейших снарядов. В качестве снарядов могут выступать: шипованный мяч.

Массаж спины шипованными мячами- улучшает осанку детей, способствует эмоциональному благополучию. Нажим на мячик должен быть комфортным для ребё нка: не сильным и не слабым. Дети стоя в кругу делают этот массаж друг другу.

По тебе стучать я стану, как стучат по барабану.

И по *спинке постучу столько, сколько захочу.

(катаем мячик в ладошках,поднимаем поочерёдно двумя пальцами за иголки,правой и левой рукой)

Массаж «Зубная щётка»(растирание подушечек пальц, всего пальца)

Массаж «Бигуди»(используем как массажёр- катаем между ладошками, пальц)

Массаж биологически активных точек «Весёлый карандаш» .(можно проводить во время занятий по математике, рисованию)

В руки карандаш возьмём, вместе с ним играть начнём.

Вместе с нами ты играй и от нас не убегай.

Известный японский ученый Йосиро Цуцуми разработал оригинальную методику «сохранения здоровья пальцевыми упражнениями».

Самые простые из рекомендованных им упражнений применяются в обязательном порядке во всех детских садах и школах Японии. Начиная с 2-х летнего возраста детей, обучают приемам самомассажа кистей рук и пальцев. Массаж каждого пальца положительно влияет на определё нный орган :

- массаж большого пальца – повышает активность мозга;

- массаж указательного пальца – стимулирует желудок и

поджелудочную железу;

- массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;

- массаж безымянного пальца – стимулирует печень;

- массаж мизинца - способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом :

• работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);

• предотвращает развитие утомления в мозговых центрах;

• способствует возникновению успокаивающего эффекта.

Совет взрослым :

• если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребёнка сбрасывает возбуждение.

Гимнастика для пальцев рук приносит большую пользу здоровью. Не надо давать пальцам рук покоя. Поистине «таланты детей находятся на кончиках их пальцев». Их надо разминать, растирать, слегка покручивать, сжимать и разжимать. Надо оживить свои руки, сделать их более подвижными. Это профилактика простудных заболеваний, снятие нервно – эмоционального напряжения. Так давайте же их целенаправленно развивать каждый день, проводя пальчиковую гимнастику, развивая графические навыки и делая самомассаж пальцев.

Одним из эффективных приёмов, является Су – Джок терапия - метод воздействия на кисть, стопу и пальцы, наилучший метод самопомощи и профилактики болезней. Древние целители обратили внимание на то, что человеческие кисть и стопа напоминают фигуру человека. Одним из величайших законов Вселенной они считали закон подобия, согласно которому большое отражается в малом, и пришли к выводу, что на ступне и ладони человека «записана» вся информация о состоянии его организма и отдельных органов. А южнокорейский врач Пак ДжеВу, потратив 30 лет на изучение и совершенствование древней лечебной системы, в результате создал Су – Джок терапию.

На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма.

При ходьбе, беге, работе руками происходит естественная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поэтому всем известно, что лучшее лекарство от болезней – движение и работа.

Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется всё тело человека в виде минисистем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.

Элементы йоги - упражнения для укрепления сердца и лёгких. Заряжает позитивной энергией, растягивает мышцы. Интересно то, что некоторые элементы йоги каждый человек, не осознавая, выполняет каждый день, при этом ничуть не перенапрягаясь. Когда мы зеваем – получаем удовольствие от растяжения межрёберных мышц, мышц щёк, гортани. Когда встаём с постели и потягиваемся, у нас растягиваются грудные мышцы.

В коррекционной педагогике получили широкое распространение такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия как аромотерапия, музыкотерапия, цветотерапия. Их использование служат для благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм.

А также способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Используйте мелодии на занятиях, перед сном и во время сна. Так, прослушав запись “Колыбельной мелодии”, дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей. Георгий Сперанский (советский педиатр) писал: “День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов.

Большой оздоровительный эффект имеет “Аромотерапия” - процесс вдыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника служат для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).

Сказкотерапия - используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Цветотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека, очень популярное на сегодняшний день. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах. Наш мозг, полагают ученые, воспринимает цвет точно так же, как желудок еду. И так же, как нам иногда хочется какой-нибудь конкретной пищи, так и наше тело временами нуждается в конкретном цвете.

Настроение и цвет

Используя соответствующий цвет, можно повлиять на физическое здоровье и психику.

Красный цвет делает человека разговорчивым, возбуждает, усиливает эмоции, делает ленивых более активными;

Синий цвет приносит ощущение мира, снимает напряжение. Возбудимые, нервозные дети лучше учатся при синем свете;

Желтый улучшает настроение, положительно влияет на учебу и приобретение навыков;

Оранжевый олицетворяет радость, счастье, благородство. Он благотворно влияет на пессимистов. Если утром плохое настроение, посмотрите через оранжевое стекло или выпейте стакан воды из сосуда желтого или красного стекла, и у вас изменится настроение, одновременно полечите и желудок;

Если вы часто чем-то недовольны — надевайте оранжевую одежду, сочетая ее с холодным зеленым, который прекрасно успокаивает.

Фиолетовый цвет действует на подсознание, помогает познавать себя, усиливает эффект от медитации. Если хотите умерить свой аппетит, наденьте фиолетовые очки. В этом цвете пища будет выглядеть не столь привлекательной для еды;

Бирюзовый цвет дает ощущение расслабленности, освобождения и благоденствия.

Релаксация– это один из путей преодоления внутреннего напряжения у ребёнка. Обучая детей приёмам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.

Для получения наибольшего оздоровительного эффекта соблюдаем следующие правила при подборе упражнений и их выполнение.

1. Упражнения на релаксацию выполняем в тихой, спокойной обстановке.

2. Расслабляемся с закрытыми глазами.

3. В зависимости от условий применения данных упражнений используем различные позы.

4. Во время выполнения. Учим детей распознавать ощущения напряженности и расслабленности.

5. Не спешим заканчивать релаксацию.

6. Дети могут полежать, если им хочется.

Выходим из этого состояния медленно и спокойно: сначала потягиваемся, словно после пробуждения ото сна, затем открываем глаза и потихоньку садимся. При выполнении релаксации используем спокойную музыку.

Все эти приёмы в сочетании с традиционными формами организации здоровьесберегающей работы позволят постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас одна цель – воспитывать здоровых детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Публикации по теме:

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма.Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма. Дыхание человека — это один из основных физиологических процессов. От того как мы дышим зависит наше здоровье – сопротивляемость организма.

Театрализованные игры для укрепления здоровья Целью здоровьесберегающих технологий. широко применяемых в ДОУ, является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование.

Методическая разработка «Мастерилка. Нетрадиционные виды детского творчества» Пояснительная записка. Представленная вашему вниманию методика разрабатывалась и реализовывалась на практике в течение нескольких лет. Сначала,.

Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизниФормирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: "Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. " Воспитатель.

Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей»Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей» «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Занятие для воспитанников 4 группы с ОВЗ «Значение мандалы для моего эмоционального состояния» Цель: обучение воспитанников приемам саморегуляции посредством метода «Мандала». Задачи: • Познакомить с понятием «Мандала»; показать ее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация по ЗОЖ «Нетрадиционные виды сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья воспитанников»
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 17:08
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация по ЗОЖ «Нетрадиционные виды сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья воспитанников»» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Бойцова (УИ 177564) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД