МААМ-картинки

Консультация «Подготовка рук малыша к элементарным навыкам самообслуживания»

Наталья Королихина
Консультация «Подготовка рук малыша к элементарным навыкам самообслуживания»

Предлагаем: перекладывание из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или крупные бусины, сначала рукой (каждую отдельно, затем ложкой (начинаем с большой столовой или деревянной, постепенно переходим на чайную) потом с помощью пинцета. Позволяем:

• отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках.

• проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку) нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки,

• переливать воду пипеткой или спринцовкой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство,

Публикация «Консультация „Подготовка рук малыша к элементарным навыкам самообслуживания“» размещена в разделах

• пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде.

Используем: кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках в сюжетной игре «Кукла Таня идет в магазин»; прищепки для развешивания и закрепления кукольной одежды в игре «Постираем кукле Тане платье»; различную кукольную одежду и предметы гигиены для одевания кукол и имитации процесса умывания в игре «Кукла Таня просыпается», «Зайчик умывается» и т. д.

Правила формирования навыков самообслуживания.

Следует начинать с показа на любимых игрушках ребенка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше.

В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите.

Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас.

При необходимости покажите это действие сами.

Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным.

После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие.

Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас.

Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.

Ребенок может выполнять тот или иной навык, но не соблюдать определенные последовательные действия. Может выполнять хаотично, пропускать действия. Стремитесь к тому, что каждый навык включает в себя выполнение определенных последовательных действий.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определённых знаний о физиологических и психологических особенностях детей 1 -3 лет.

Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?

Самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

• Приёма пищи;

• Одевания и раздевания;

• Гигиены тела;

• Опрятности.

Важным условием является методически правильная организация режимных моментов, при проведении которых необходимо соблюдать основные принципы:

Принцип последовательности.

Принцип постепенности.

Методические приемы и правила организации режимных процессов.

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:

• Привитие культурно-гигиенических навыков должно проходить, преимущественно, на фоне игры.

• При проведении режимных процессов и привитие навыков самообслуживания вначале берем подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также можем взять легко возбудимых детей, которые плохо владеют навыками, медлительных.

• Осуществляя принцип последовательности и постепенности, предусматриваем единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в дошкольной организации и дома.

• Создаем у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмируем нервную систему).

ПРИНЦИПЫ работы по привитию КГН и навыков самообслуживания.

Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.

Обеспечить единство подхода со стороны всех воспитывающих лиц, а именно: детский сад, семья, преемственность в работе воспитателей группы.

Необходимо обеспечить также частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации.

Создать благоприятную эмоциональную обстановку, т. к. в поведении маленького ребенка большую роль играет его настроение, его эмоциональность.

Доброжелательное общение взрослого с ребенком, которое должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых обращений к детям, но помнить при этом, чтобы шли они от чистого сердца.

Помнить золотое правило: поведение взрослого – образец для подражания ребенка.

Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе. Привитие навыков самообслуживания должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

При проведении привития культурно-гигиенических навыков в время проведения режимных моментов формируем уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т. д.

Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут. Массовое высаживание проводится перед началом прогулки, после ее окончания – перед сном и после подъема (но не одновременно, а постепенно высадить всех детей).

Необходимо помнить о гигиенических требованиях:

• к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание);

• к размеру мебели в соответствии с ростом;

• к внешнему виду детей и взрослых;

• к процессу кормления.

Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям.

Каждый ребенок – индивидуальность, и развитие всех навыков у каждого происходит по-своему и в свое время.

Приблизительные возрастные ориентиры появления тех или иных умений и навыков.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРИЁМА ПИЩИ

Берет пищу пальцами и помещает в рот 1 г. 1 мес.

Пьет из чашки которую держит двумя руками 1 г. 3 мес.

Подносит ко рту ложку и ест, часто проливая 1 г. 5 мес.

Пьет из чашки, которую держит одной рукой 1 г. 7 мес.

Зачерпывает пищу ложкой из тарелки 1 г. 8 мес.

Ест и пьет самостоятельно достаточно аккуратно 2 года

Переливает жидкость из одной емкости в другую 2 г. 6 мес.

Перекладывает ложкой из одной емкости в другую 2 г. 6 мес.

Пользуется салфеткой без напоминания 3 года

Помогает убрать со стола 3 года

Помогает накрыть на стол 3 года

Ест вилкой

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОДЕВАНИЯ И РАЗДЕВАНИЯ

Подает руку, ногу по просьбе взрослого 1 год

Стягивает носки 1 г. 2 мес.

Снимает ботинки 1 г. 6 мес.

Снимает или надевает шапку 1 г. 8 мес.

Снимает расстегнутую куртку, кофту 1 г. 10 мес.

Снимает колготки 2 года

Снимает джемпер, платье, футболку 2 г. 6 мес.

Застегивает (не вставляя) и расстегивает молнию 3 года

Застегивает и расстегивает крупные пуговицы 3 года

Надевает рубашку, платье, футболку, брюки, колготки 3 года и старше.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ГИГИЕНЫ

Активно участвует в мытье и вытирании рук 1 г. 6 мес.

Позволяет почистить себе зубы 2 года

Самостоятельно моет руки, лицо 2 года

Вытирает нос, когда дают платок 2 года

Самостоятельно вытирает руки и лицо 2 г. 6 мес.

Самостоятельно моет руки с мылом 3 года

С помощью взрослого чистит зубы зубной щёткой 3 года

Самостоятельно пользуется носовым платком 3 года

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОПРЯТНОСТИ

Реагирует на мокрые или грязные штанишки 1 г. 2 мес.

Реагирует на потребность в туалете беспокойством 1 г. 6 мес. Или голосом

Дает знать взрослому, что хочет в туалет доступными 1 г. 10 мес. ему средствами (не словами)

В течение дня остается сухим 2 года

Снимает сам штанишки, садясь на горшок 2 года

Просится в туалет (используя слова) 2 г. 3 мес.

Под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает 3 года штанишки, садится на горшок, одевается сам)

Под руководством взрослого использует по назначению 3 года туалетную бумагу

Формирование навыков самообслуживания в ДОО осуществляется в двух формах:

индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);

групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Методы формирования гигиенических навыков.

К методам формирования гигиенических навыков можно отнести:

• Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;

• Пример взрослого;

• Приучение, упражнение;

• Создание воспитывающих ситуаций;

• Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков).

Пример взрослых.

Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание)

Игровые приемы.

Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.

Дидактические игры, упражнения, игровые ситуации.

Художественная литература:

Навыки культуры еды и поведение за столом

Д/У «Расскажем Хрюше, как нужно правильно кушать», Д/У «Поможем зверушкам накрыть стол к обеду», «Как мама учила правильно Мишку кушать», «Как Мишка учился кушать вилкой», «Мишка пригласил в гости зайку и ежика», «Угостим кукол чаем»

«Мы готовим обед», «Накроем на стол», День рождение у куклы Маши»

Навыки самообслуживания.

Одевание-раздевание

Д/и «оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки».

«Сделаем из носочка гармошку», «Покажем кукле, где лежат наши вещи», Д/у «Туфельки поссорились- подружились», Д/У «Уложим куклу спать», Д/У «Поучим зверюшек застегивать пуговицы», Д/У «Покажем как нужно складывать одежду перед сном», «Научим Мишку складывать свою одежду в раздевальном шкафчике», «Как петушок разбудил утром детей», «Как мы помогли кукле собраться в гости к Мишке», «Приведи куклу в порядок», «Оденемся на прогулку», «Такие разные носочки», «Найди пару» «Уложим куклу спать»

Навыки мытья рук и умывание

Д/у «Как мы моим ладошки и отжимаем ручки», Д/У «Научим Мишку правильно умываться», «Покажем Мишке как вытирать руки и лицо полотенцем», «Вымой руки», «Умывалочка», «Сделаем лодочки», «Мыльные перчатки», «Водичка- водичка»

Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг,беседы.

Навыки культуры еды и поведение за столом

Чтение потешки: «Ладушки, ладушки», «Умница, Катенька», «Идет коза рогатая», «Пошел котик на торжок», «Кисонька-мурысонька», З. Александрова «Вкусная каша», Чтение потешки «Уж я Танечке пирог испеку», Е. Благинина «Аленушка»,Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает»

Навыки самообслуживания

Одевание-раздевание

Чтение: потешка «Наша Маша маленька», З. Александрова «Катя в яслях»

Чтение З. Александрова «Мой Мишка», Н. Павлова «Чьи башмачки

И. Муравейка «Я сама».

Навыки мытья рук и умывание

Рассматривание картинок «Дети моют руки», «Мама моет дочку». Беседа по ним.

Рассматривание картинок «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная»

Чтение потешки «Водичка, водичка…», К. Чуковский «Мойдодыр»,

Е. Благинина «Аленушка», С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Лапки".

Большое значение по формированию навыков самообслуживания занимает использование веселых стихов, потешек.

Они помогают вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным.

Например: «Знаем, знаем, да, да, да! Где тут прячется вода! Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку по-нем-нож-ку! Нет, не понемножку – посмелей, Будем умываться веселей!»

Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету.

Можно предварительно рассмотреть сюжетные картинки, где изображен ребенок, который умывается; картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, полотенце на вешалке, кран с водой).

Составление алгоритма действий.

Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, которые выполняются в определенном порядке.

Эти поддействия будут составными частями алгоритма, который позволит обучить ребенка новому навыку.

Пример: Процесс одевания штанишек может выглядеть так:

• Сядь на стульчик

• Возьми штанишки обеими руками за резиночку на поясе.

• Подними одну ножку и вдень её в одну штанину

• Поставь ножку на пол

• Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину

• Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками

Использование мнемо-таблиц

Действия разбитые на поддействия можно изобразить в схематичных мнемо-таблицах.

Мнемо-таблицы можно показывать малышу во время выполнения действия, а можно расположить, в качестве подсказки в доступном для просмотра малыша месте (в ванной над краном, около горшка или унитаза, в приемной около шкафчика, в спальне около кроватки и т. д.).

Использование мнемо-таблиц о облегчает запоминание последовательности выполнения определенного навыка.

Публикации по теме:

Консультация «Безопасность малыша летом» • для деток, которые только научились ходить, нужно постараться максимально обезопасить дачный домик: так же, как и в городской квартире,.

Дидактическое пособие по формированию навыков самообслуживания и по развитию логики и мелкой моторики рук «Цветочная поляна»Дидактическое пособие по формированию навыков самообслуживания и по развитию логики и мелкой моторики рук «Цветочная поляна» Добрый день дорогие коллеги! Я бы хотела поделиться с вами своим дидактическим пособием "Цветочная поляна". Работая в группе с детьми раннего.

Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?»Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?» В процессе взросления каждый ребёнок проходит через череду кризисов. Первый кризис наступает в возрасте 2-3лет. Родители могут наблюдать.

Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Консультация для родителей"Капризы и упрямство малыша"Воспитатель:Субботина Татьяна Михайловна Родителям детей раннего возраста нередко.

Консультация для родителей «Летний отдых малыша» Лето -это самое интересное и загадочное время года для ребёнка. Очень многое открывается для него, это время путешествий, открытий, много.

Консультация для родителей «Физическая культура вашего малыша» Природой в ребёнке заложен огромный потенциал сил, энергии, возможностей для роста и развития. Пропорции детского тела отличаются от взрослого:.

Консультация для родителей. Подготовка пальцев и кистей рук к письму Прежде чем показывать малышу, как писать буквы, нужно сначала научить его правильно держать в руке то, чем он будет это делать, – карандаш,.

Консультация для родителей «Знакомим малыша с природой» Ни для кого не секрет, что любовь к природе формируются у ребёнка с детства. А проблема экологии в современном мире стоит на первом месте.

Консультация «Развитие навыков самообслуживания» Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Самообслуживание — это начало трудового.

Консультация «Технологии обучения работы детей старшего дошкольного возраста речевым навыкам»Консультация «Технологии обучения работы детей старшего дошкольного возраста речевым навыкам» Воспитатели МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»: Хатько С. С. ; Андропова С. К. Речь человека – Это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Подготовка рук малыша к элементарным навыкам самообслуживания»
Опубликовано: 1 сентября 2018 в 07:38
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД