Ольга Николаевна Шергина
Консультация-практикум для родителей «Интеллектуально-развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня педагогической культуры родителей.
Предварительная работа:
- В группе оформить с детьми приглашения для родителей
- Оформить плакаты «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
- Выставка книг, журналов на тему «Игровая деятельность».
Ход собрания:
I часть.
Публикация «Консультация-практикум для родителей „Интеллектуально-развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком.
Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом.
1. Из бесед с детьми мы знаем, что у каждого из них есть своя любимая игра или игрушка
ПОСЛУШАЙТЕ, ЧТО говорят дети ….
ВИДЕО РОЛИК запись с вопросами:
• Вы любите играть?
• В какие игры играете дома?
• У вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы играете с ними?
• Играют ли с вами взрослые? Кто?
• Как бережёте игрушки?
2. Игра-задание
- Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку.
Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
• Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
• Рассказываю о своих играх в детстве
• Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
• Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
• Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
• Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки
• Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Обобщение:
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
II часть.
- Сегодня я вас познакомлю с особенными играми интеллектуально-развивающего характера, которые помогут вашим детям сделать первый шаг в подготовке к школе и сделают ваши семейные вечера интересными, увлекательными и полезными.
Презентация.
1 слайд - «Палочки КЮИЗИНЕРА».
- Автором дидактического материала является бельгийский математик Джордж КЮИЗИНЕР, для развития у детей математических способностей.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Родители знакомятся с дидактическим пособием и выполняют практические задания:
- Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).
- Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.
- Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.
- Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.
- Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего, и т. д.
2 слайд «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЫША».
Эту игру- пособие придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьеныш. Игровой набор рассчитан на детей разного возраста. Играть с блоками может и годовалый малыш и восьмилетка.
Родителям предлагается рассмотреть дидактическое пособие и выполнить ряд упражнений с ним:
- Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Система Дьенеша, пожалуй, не менее популярна среди родителей, чем, скажем, система Монтессори или Никитина.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть используют по своему усмотрению в различных видах деятельности.
В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им простые игры и упражнения.
Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме).
Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
"Найди не такие фигуры, как эта" по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме)." 3.
"Цепочка"
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т. д.)
"Второй ряд"
Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.
«Засели домик».
3 слайд «КВАДРАТЫ ВОСКОБОВИЧА».
Наш соотечественник Вячеслав Валерьевич Воскобович, инженер-физик, изобретатель удивительный детских игрушек.
Принцип методики Воскобовича: интерес (каждую игру сопровождает сказка) – познание (чем больше знаний, умений, навыков получит в ходе игры малыш, тем выше ее ценность) – творчество (игры и сказки подталкивают ребенка к творчеству: придумай сам, доделай, создай, подумай, как можно еще).
«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат». В простонародье эту игру называют «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами». Все это, по сути, верно. Такой квадрат несложно изготовить самим из самоклеющейся бумаги, наклеив 32 треугольника на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется. Квадрат может быть двухцветным и четырехцветным.
Педагог демонстрирует данное пособие и предлагает родителям выполнить ряд упражнений.