МААМ-картинки

Консультация «Применение Тико-конструкторов учителем-логопедом при знакомстве и изучении звуков и букв»

Анна Лебедева
Консультация «Применение Тико-конструкторов учителем-логопедом при знакомстве и изучении звуков и букв»

1. «Звуки»

2. «Буквы»

3. «Логопедический сундучок»

4. «Грамматика»

Речь является уникальным даром. Ребёнок растёт, развивается физически – это заложено в нём природой, с этим он прекрасно справляется самостоятельно. А как быть с речью? Нужно ли помогать ребёнку её развивать? Безусловно да!

Дошкольное образование, являясь первой ступенью в развитии способностей детей, согласно федеральному образовательному стандарту дошкольного образования, охватывает и речевое развитие дошкольников, которое включает овладение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Публикация «Консультация „Применение Тико-конструкторов учителем-логопедом при знакомстве и изучении звуков и букв“» размещена в разделах

Мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное. Кроме того, по данным исследований Л. В. Лопатиной, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляционных образов приводит к тому, что грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствуют сохранению звукопроизносительных дефектов речи. Поэтому в коррекционной работе логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи.

Наглядные средства, такие как набор конструктора ТИКО «Звуки», «Логопедический набор №2»«Буквы», «Грамматика», позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным, формируя в создании ребенка «Физиологический образ звука»

Важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад при произношении звуков, умели рассказывать и показывать в каком положении находятся губы, зубы, кончик и боковые края языка, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой воздушной струи.

Использование рисунков – символов позволяет ребенку осознанно относиться к выработке различных артикуляционных укладов и «подстраивать» свою артикуляцию до получения нормированного звука. А личностная включенность ребенка в коррекционный процесс благодаря увлекательной конструкторской деятельности и степень осознанности выполняемых действий в значительной мере повышает эффективность логопедической работы.

Применение в логопедической работе конструктора ТИКО актуально при всех формах дислалии, а особенно – при стертой форме дизартрии. При дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических (моторных) операций. Поэтому важнейшим направлением коррекционно – логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. Работу рекомендуется осуществлять по двум направлениям с максимальным подключение всех анализаторов:

Формирование кинестетической основы движения;

Формирование кинетической основы движения.

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, и в связи с этим актуальными становятся поиски новых подходов и методов для обучения. Одной из таких новых технологий является ТИКО конструирование.

Конструктор – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Он способствует творческой активности, формированию мышления, развитию мелких мышц рук, а так же выработке ловкости, умения управлять своими движениями, концентрации внимания.

Конструктор ТИКО «Логопедический сундучок» и «Грамматика» — это уникальный инструмент, помогающий постичь все «премудрости» азов русского языка, выучить азбуку, обогатить словарный запас, развить интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, научить ребёнка правильно читать, что несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

В коррекционно-логопедической работе мы привыкли конструирование слов (ЗАС) проводить с использованием разрезной азбуки, схем, но это было не всегда удобно. В настоящее время игровые упражнения с использованием конструктора ТИКО «Логопедический сундучок» и «Грамматика» позволяют на занятиях охарактеризовать звук, найти букву, составить слог, слово с использованием звуковой схемы. Ребята, с увлечением работают с конструктором, открывая законы языка. У детей без принуждения происходит автоматизация и закрепление звуков.

Конструктор помогает разнообразить игры и упражнения по обучению грамоте, дает возможность выучить буквы и научиться сливать их в слоги, перейти к слитному чтению, что несомненно повышает мотивацию к обучению.

Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально- ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо- физического развития.

Предлагаю вашему вниманию примеры игр с ТИКО конструктором :

«Волшебный мешочек»

Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.

Оборудование: буквы из конструктора ТИКО, непрозрачный мешочек.

Возраст: с 4 лет.

Ход: В мешочек сложите квадраты с известными ребенку буквами. Предлагайте вынимать буквы по одной, придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок, вынимая букву, ошибается в названии, исправьте его, а букву опустите обратно в мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно.

Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3 за 1 игру.

После нескольких игр с волшебным мешочком для поддержания интереса к игре положите в мешочек несколько мелких предметов. Это могут быть: скрепка, колпачок от фломастера, пуговица, пробка от пластиковой бутылки, счетная палочка, цифра из набора, геометрическая фигурка и т. п.

Вариант:

Предложите ребенку придумывать слова, которые заканчиваются на букву из мешочка. Не используйте для этого задания буквы Б, Д, В, Г, Ж, 3, т. к. в конце слова они слышатся по другому (оглушаются). Можно придумывать слова, в которых есть выпавшая буква (независимо от ее места в слове).

«Придумай слово по модели»

Цель: работать со словами, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Дети должны придумать слова в соответствии с заданной моделью, например, синяя фишка – красная – синяя ( слова: мак, рак, сок и т. д).

«Цепочка слов»

Цель: работать со словами, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: У логопеда собрано трёхзвуковое слово. Логопед предлагает детям поменять только одну букву в этом слове, можно одну букву прибавить или убрать, но всегда только одну букву, чтобы получилось новое слово.

Дети собирают новые слова по очереди. Например, дом-ком-том и т. д.

«Составь или напиши слово»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Каждому ребёнку логопед дает картинку. Ребёнок называет ее, а затем выкладывает (пишет) название буквами.

«Найди все слова в цепочке»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Перед детьми представлена длинная цепочка букв. Ребёнку нужно поделить эту цепочку на слова, выделяя каждое, например, СЫРОЗАЯЦИРКОТИР. Слова: СЫР, ЗАЯЦ, ЦИРК, КОТ, ТИР.

«Собери слово»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Перед ребенком рассыпаны слоги из конструктора Тико (КАР, НА, ТИ, ШИ, МА, НА). Задача ребенка собрать слова – картина, машина.

Формы работы с конструктором ТИКО «Грамматика»

1. Характеристика звука, буквы.

2. все звуки и буквы русского языка;

3. понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

4. классификацию звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой)

• красный (гласная буква)

• синий (согласная твёрдая буква)

• зелёный (согласная мягкая буква)

• белый (Ъ и Ь знаки).

3. Развитие фонематического слуха.

• Подобрать и показать соответствующий заданному педагогом звук

4. Формирование звуко-слоговой структуры слов.

• Послоговое составление слов (каждый слог в слове отделяем пробелом)

• составление слов заданной слоговой структуры (слово из 1-2-3 слогов)

• чтение слов по слогам.

5. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

• Деление слога на отдельные звуки

• составление и проговаривание слогов с заданными звуками

• деление слов на слоги и звуки с подробной характеристикой каждого звука

• составление и проговаривание слов с заданным звуком, с заданным местом звука в слове (начало, середина, конец слова).

6. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах.

• составление и чтение слогов, слов с автоматизируемым звуком

7. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах.

• Различение акустически близких звуков путём проговаривания схожих по звучанию слогов, слов

• составление и изменение слогов, слов со зрительной опорой.

8. Развитие мелкой моторики.

• Соединение деталей конструктора между собой различными способами

разъединение деталей после выполнения задания.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Город букв и звуков»Дидактическое пособие «Город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие «Город звуков и букв», которое я использую с детьми старшего возраста.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.

Конспект открытого занятия «Путешествие в королевство гласных букв и звуков»Конспект открытого занятия «Путешествие в королевство гласных букв и звуков» Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [А], [У], [И], [О], [Ы], [Э]. Программное содержание: Образовательные.

Консультация для педагогов и родителей «Возможности развивающего конструктора «Тико» Среди развивающих игрушек конструкторы на сегодняшний день наиболее популярны. Использовать их можно начиная с раннего возраста, когда ребенок.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв»Консультация для родителей «Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв» При изучении букв нужно помнить, что согласные должны произноситься так, как соответствующие данным буквам твердые звуки. Например, буква.

Консультация для родителей «Тико-моделирование»Консультация для родителей «Тико-моделирование» Консультация для родителей «ТИКО-моделирование» Современный ребенок – прирожденный изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой.

Консультация «Предупреждение ошибок в написании близких по форме букв у левшей» Наблюдение за письмом у леворуких детей, а также анализ рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, где дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Применение Тико-конструкторов учителем-логопедом при знакомстве и изучении звуков и букв»
Опубликовано: 29 декабря 2023 в 18:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД