МААМ-картинки

Принципы совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР

Малясова Елена Александровна
Принципы совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР

В группах для детей с ОНР, как и во всех группах компенсирующего вида, существуют два основных направления в работе : коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причем первое направление является ведущим. Обусловлено это тем, что исправление речевого и сопутствующих ему нарушений является основной целью работы педагогов в логопедической группе. Тем более, когда дело касается такого сложного и трудно устраняемого дефекта, как общее недоразвитие речи. Каждый специалист, работающий с детьми данной категории знает, что неполная коррекция ОНР в дошкольном возрасте, неизбежно повлечет за собой стойкое нарушение письма и чтения.

Публикация «Принципы совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР» размещена в разделах

Для успешного решения общеобразовательных и коррекционно- развивающих задач необходимо четкое координирование работы учителя- логопеда и воспитателя. Другими словами, воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним и кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада.

Специфика работы воспитателя в группе для детей с ОНР включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Главенствующая роль логопеда в коррекционном и педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей. Степени отставания каждого от возрастной нормы и динамику всех коррекционных процессов.

Из опыта нашей совместной работы с воспитателем можно выделить ряд коррекционных задач, которые необходимо решить:

- закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;

- проведение фронтальных занятий по развитию речи (по особой системе);

- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;

- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;

- развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления;

- развитие у детей артикуляционной и мелкой моторики, тесно связанных с речевой функцией.

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя начинается с начала учебного года, когда проводится обследование речи детей и сопутствующих ей нарушений. По результатам обследования логопед заполняет на каждого ребенка речевую карту. После этого необходимо познакомить воспитателя с результатами логопедического обследования. Затем воспитатель проводит свое психолого-педагогическое обследование, в отличии от логопедического оно проходит не в индивидуальной, а в групповой форме, то есть путем наблюдения за детьми во время всех режимных моментов, при совместной игровой, трудовой и бытовой деятельности.

Как уже говорилось выше, одной из важнейших задач, необходимых решить в ходе совместной работы с воспитателем, является контроль над закреплением у детей речевых навыков на занятиях по заданию логопеда.

Известно, что нормализация произношения у детей в логопедической группе проходит несколько этапов. Во первых логопед определяет количество неправильно произносимых каждым ребенком звуков, а также характер нарушения произношения каждого звука (отсутствие, искажение, замещение). Затем идет работа по исправлению произношения. Известно, что правильный звук вначале вызывается, а затем автоматизируется в слогах, словах, предложениях, рассказах. И на последнем этапе происходит закрепление правильного произношения ребенка в самостоятельной речи.

Всю эту работу логопед выполняет на индивидуальных занятиях. В свою очередь во второй половине дня индивидуальные занятия с детьми, по заданию логопеда, проводит воспитатель. Он занимается только с теми детьми, фамилии которых записаны в тетради по взаимосвязи работы логопеда и воспитателей. Такая тетрадь заполняется ежедневно. В ней указывается: дата, фамилии и имена детей, с которыми планируется индивидуальная работа и отметка о проведении индивидуального занятия. Как показал опыт работы, данную тетрадь лучше оформлять в виде таблицы. Это помогает наглядно увидеть, как каждый ребенок усваивает предложенный ему материал. Кроме того, в группу логопед передает заполненные тетради тех детей, с которыми занималась утром. Занимаясь, с ребенком по тетради воспитатель обязан помнить, что не должен пропускать ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка.

Известно, что главной целью в работе логопеда и воспитателя является овладение дошкольником с ОНР связной грамматически правильной речью. Работа по формированию связной речи идет на фронтальных занятиях, которые проводит логопед и на занятиях по развитию речи, которые проводит воспитатель. В логопедических группах занятия по развитию речи проходят по особой системе, отличной от массовой. Сюда входит: проведение занятий в рамках лексических тем; максимальное обеспечение всех занятий наглядным материалом; уточнение и активизация значительно большего количества понятий, чем в массовых группах.

Как показал опыт работы занятия по развитию речи лучше проводить в рамках двух-четырех лексических тем. К примеру, для сентября первого года обучения, это могут быть темы: «Части тела», «Умывальные принадлежности», «Игрушки». Такая концентрация внимания на двух-трех темах позволяет логопеду и воспитателю :

- детально проработать каждую тему, то есть дать детям большее количество новых для них знаний и представлений;

- значительно пополнить словарный запас;

- стойко формировать обобщающие понятия, которые даются т трудом детям с ОНР;

- активизировать фразовые высказывания различной степени сложности.

Для того, чтобы избежать дублирования, в совместной работе логопеда и воспитателя и достичь максимального обучающего эффекта, важно разграничить их функции. В частности, коррекцией звукопроизношения целиком занимается логопед. Он также решает вопросы обучения грамоте, так как дети с ОНР нуждаются в специальной системе, отличной от массовой. Тоже самое можно сказать и о формировании лексико-грамматических средств языка и развитии связной речи.

Необходимо выделить основные задачи, которые необходимо решать, при совместной работе, на занятиях по развитию речи.

Одной из основных задач является, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Казалось бы реализацией этой задачи должен заниматься логопед. Однако для решения этой задачи воспитатель имеет даже лучшие условия, чем логопед. Воспитатель в процессе большинства режимных моментов может уточнять, пополнять и активизировать словарный запас детей. Это может происходить в раздевалке, спальне, на улице, в разное время дня и в разной обстановке.

При этом важно учитывать, что у детей с ОНР снижены познавательные процессы, поэтому в совместной работе логопеду и воспитателю необходимо придавать словесным упражнениям дух соревновательности, чтобы вызвать интерес к ним. Для этого воспитателям рекомендуется задавать такие вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто быстрее ответит на вопрос?» и т. п. Например: в умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: «Кто больше скажет слов о том, какое мыло? Что им можно мыть?».

Следующей задачей является, закрепление грамматических категорий, изученных на занятиях логопеда, а также систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.

Основную работу по формированию грамматического строя речи проводит логопед, а вот игры на закрепление изученных на логопедических занятиях грамматических категорий рекомендуется воспитателям включать второй частью своих занятий по развитию речи. Например: такие игры: «Про что из одежды скажем: мой, моя?» (на уточнение согласования местоимений и существительных, «Какие бывают супы?» (на закрепления относительных прилагательных).

Также воспитатель должен внимательно следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать, высмеивать ребенка, так как это может спровоцировать снижение речевой активности, замкнутость, отрицательное отношение к обучению в целом.

Совместная работа логопеда и воспитателя также необходима при развитии у детей артикуляционной и пальцевой моторики, тесно связанных с речевой функцией. Развитие артикуляционной моторики воспитатель проводит вслед за аналогичной работой логопеда. Как показал, совместный опыт работы артикуляционную гимнастику необходимо проводить с самого начала обучения в течение полутора-двух месяцев ежедневно, по три-пять минут, перед сном, обедом или ужином.

Детям, у которых заметны нарушения мелкой моторики необходимо направлять собирать мозаику, пазлы, работать с конструктором и т. п.

Необходимо отметить еще одно важное направление в совместной работе логопеда и воспитателя - это работа с родителями. Работу с родителями можно проводить в различных формах. Это оформление стендов для родителей, где содержится полезная для них информация, проведение собраний, открытых занятий консультаций. Как показывает опыт, полезно объединять показ занятий с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что только благодаря тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя можно исправить такой сложный дефект, как общее недоразвитие речи и подготовить ребенка к обучению в школе.

Литература:

1. «Учим говорить правильно». Т. А. Ткаченко. Москва «Издательство Гном и Д», 2002.

2. «Дети с общим недоразвитием речи». Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Москва «Гном-Пресс», 1999.

3. «Дневник воспитателя логопедической группы». Т. А. Ткаченко. Москва «Издательство Гном и Д», 2002.

4. «Коррекционно-педагогическа работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями в речи», Ю. Ф. Гаркуша, Москва-1999.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Организация совместной работы воспитателя и родителей» Важнейшую роль в том, как развивается ребёнок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие, играет семья, а не только детское учреждение.

Конспект показа совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя. Театральный кружок «В мире сказок» Ход совместной деятельности: 1. И. М. Дети получают письмо. В нем приглашение в деревню к бабушке. В--- Поедем к бабушке в гости? Д. - Да.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР «Путешествие в осенний лес» Коррекционно-образовательные цели: знакомить со звуком «И». Правильная артикуляция звука «И». Уметь определять место звука в словах. Расширять.

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя «Нету лучшего дружка, чем родная матушка» Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя "Нету лучшего дружка, чем родная матушка". Цели: совершенствование.

Материал для перспективного плана воспитателя. Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя с детьми старшей группы с ОНР Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, звукопроизношению и развитию фонематического восприятия (старшая.

План работы по формированию связной речи младших дошкольников посредством театральной деятельности Все мы сталкивались с такой проблемой - уровень речевого развития многих современных дошкольников не соответствует возрастной норме. И это.

Приёмы взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Э. Далькрозом. Метод Далькроза.

Консультация «Речевая готовность ребенка к школе и система работы по формированию связной речи дошкольников» Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, его связности.

Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи Подготовительная группа I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима», «Путешествие по Европе», «Одежда. Обувь. Головные уборы.

План совместной работы учителя-логопеда, детей и родителей 1. Ток-шоу «Папа, мама, речь и я» (как мы гово-рим в семье) Систематизировать знания родителей о том, что формирование речи ребенка напрямую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Принципы совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР
Опубликовано: 8 декабря 2015 в 19:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД