Людмила Рузанова
Консультация «Приобщение детей к общечеловеческим ценностям»
▼ Скачать + Заказать документы
Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности : любовь к родителям и семье, и людям, которые сопровождают ребёнка в первые годы жизни, к родному месту, где он живёт, детскому саду, городу, посёлку. Формирование общечеловеческих ценностей- основа целостного образовательного процесса. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека». Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем его многообразии.
Публикация «Консультация „Приобщение детей к общечеловеческим ценностям“» размещена в разделах
Вариативные формы, методы, средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям :
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках
• владение речью как средством общения и культуры;
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы);
• становление ценностей здорового образа жизни.
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям в ДОО осуществляется во всех направлениях развития и образования детей. Человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир – достаточно емкие и понятные ценности, составляющие идеал современного воспитания.
Главной целью в работе с детьми дошкольного возраста мы считаем приобщение их к общечеловеческим ценностям. Реализация этой цели проходит по нескольким направлениям: работа с детьми, с родителями, с социумом.
В нашем ДОУ воспитываются дети разных национальностей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно. Используемое нами содержание воспитания предусматривает погружение ребенка в отечественную культуру с непременным учетом этнокультурных особенностей республики Мордовия. Этнокультурное воспитание дошкольников понимается нами не только как изучение традиций русского и мордовского народов, знакомство с обрядами, праздниками, но и как приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей : формирование отношения к природе, к рукотворному миру, к людям, к труду, к искусству, культуре родного края.
Первостепенным в нашей работе стало воссоздание неповторимой русской и мордовской национальной среды, с помощью которой ребёнок как бы входит в мир национального фольклора, языка, уклада жизни. В группах уголки национально-регионального воспитания, «Народных мастеров», музыкального воспитания обогатили предметами народных художественных промыслов («Дымковская игрушка», «Гжель», «Хохломская роспись», золотое шитье, деревянные игрушки, сделанные народными умельцами и др., предметами обихода, папками с разновидностями национальных костюмов (русский-сарафан, юбки, кофты, кокошники, платки; мордовским, музыкальными инструментами, предметами труда (самовар, прялку и многое другое, помогающими знакомить детей с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, которым отводится особое место в формировании этнокультурной компетентности у дошкольников.
Во всех возрастных группах педагогами:
- собран обширный материал по данной теме (книги, иллюстрации, карты, картотеки, альбомы, тематические папки, художественная литература, портреты защитников города, края и т. п.);
- с детьми проведены: НОД, беседы, целевые прогулки, экскурсии (Республиканский музей, парк, скверы, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, картин;
- организована работа с родителями (законными представителями) : индивидуальные беседы, консультации, наглядная информация, изготовление тематических папок, альбомов, рисунков, поделок, создание фоторепортажей о семейных походах к достопримечательностям города.
Ведущей формой в работе по приобщению детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям является театрализованная деятельность, которая помогает решать воспитательные задачи через перевоплощение в художественные образы, в активном восприятии, накоплении впечатлений от произведений искусства и окружающего мира. Малыш будь он зрителем или исполнителем, вступает в эмоциональный контакт с героями художественных произведений, переживает вместе с ними. Такое глубокое сопереживание затрагивает чувственную и интеллектуальную сферу ребёнка. Каждую эмоцию ребёнок «примеряет на себя», как новую одежду, и чувствует, уютно ему или нет. Применение различных видов театров, созданных в процессе театрализованной деятельности, помогает детям легко и непринуждённо впитывать потоки добра, справедливости, жалости, преданности и любви.