Папки-передвижки

Консультация «Проектная деятельность — Средство накопления позитивного социального опыта реализации собственных замыслов»

Татьяна Шитикова
Консультация «Проектная деятельность — Средство накопления позитивного социального опыта реализации собственных замыслов»

Проектная деятельность — Средство накопления позитивного социального опыта реализации собственных замыслов

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Детей называют «почемучками», так как в дошкольном возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

Публикация «Консультация „Проектная деятельность — Средство накопления позитивного социального опыта реализации собственных замыслов“» размещена в разделах

Но в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо; не умеют замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах, самостоятельно планировать свои действия для достижения поставленной цели, брать на себя ответственность за конечный результат. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Общение является сложной, многогранной деятельностью и требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень социализации выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования социальных навыков с самого раннего детства.

Социальные навыки – это набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении всего жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с другими.

Социальные навыки, возможно, самые важные способности, которые могут понадобиться человеку в жизни. Хорошо развитые социальные навыки дают возможность завязывать знакомства с интересными людьми, добиваться той работы, которая нравится, укреплять личные отношения. И наоборот, отсутствие хороших навыков общения может привести к одиночеству, что способствует развитию тревожных состояний и возникновению депрессии.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить ребенка знаниями — на другие:

• создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

• формирование основ базовой культуры личности,

• всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

• подготовка к жизни в современном обществе,

• формирование предпосылок учебной деятельности,

• обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы.

Ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

На протяжении нескольких лет я активно внедряю проектный метод в свою практику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей могу объяснить его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе. Моей практикой доказано, что знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Проектная деятельность дошкольников хорошо вписалась в систему работы нашего дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое и способствует социальному развитию дошкольников, накоплению детьми сенсорного опыта, позволяющего уточнять представления и знания о свойствах предметов. Развивает познавательные способности, мышление, глазомер, координацию движений рук и глаз; совершенствует психические процессы, речь. Проектная деятельность – это и исследование, и экспериментирование, и умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть добывать новые знания.

Основы личности закладываются в раннем детстве. Дошкольный возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Социальное развитие детей происходит в результате целенаправленного воздействия через создание образовательного пространства группы: игровую, познавательную, трудовую, деятельность детей в ходе режимных моментов. В ходе реализации деятельности происходит освоение новых ролей и осмысление их значимости.

Так, для реализации проекта «Журналистом быть хочу» был оформлен пресс-центр с атрибутами для работы журналистов.

У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, автономность определяют развитие личности ребенка. Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей, «Я и общество» (усвоение основных векторов отношений между людьми и самоутверждение).

Творческий проект «Журналистом быть хочу» способствовал развитию коммуникативности и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада; созданию у детей чувства принадлежности к группе и закреплению положительных эмоций от общего, творческого дела; развитию жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решения.

Проект «Журналистом быть хочу» способствовал реализации социальной компетентности, дети в ходе издания газет высказывали свое мнение, старались учитывать пожелания других, подстраиваться под ситуацию. Дети получали удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с общим развивает инициативность. В процессе подготовки газеты дети приобрели способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное все это содействовало воспитанию ответственности – дети увидели уважение со стороны взрослого, что служит основой развития самосознания.

Знакомство с трудом взрослых имеет большое значение в формировании интегративных качеств ребенка. Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

В процессе проекта «Книга о маме» продолжалось знакомство детей с трудом взрослых, в частности с профессиями родителей (матерей) и местом их работы. Расширялись знания детей о различных профессиях, значимости их труда в обществе. Дети научились отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе. Совместно с родителями каждый ребенок подготовил страничку к книге «Профессия моей мамы». Созданный творческий продукт защищали перед детской аудиторией.

Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Так зародился проект «Моя малая Родина – мой Пыть-Ях». Ознакомление с родным городом служит средством не только воспитания патриотических чувств детей, но и расширения кругозора. Пыть-Ях – это малая Родина каждого воспитанника. Это и его дом, детский сад, улицы, памятные места, природа, известные люди. И здесь мы создали книгу «Мой любимый уголок родного города». Каждый воспитанник с удовольствием рассказывал сверстникам, почему ему нравится то или иной место в городе, или рассказывал, где они с семьей любят проводить свободное время. Во время проведения этого проекта мы с семьями воспитанников посетили городскую библиотеку и музей. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

Вызывать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов на основе ярких впечатлений и исторических фактов. Такие задачи решались в рамках проекта «Мы помним, мы гордимся!» Дети систематизировали представления о символике Российского государства, расширяли представления о Российской армии, о военных профессиях, о родах войск армии Российской Федерации, знакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику, возлагали цветы к обелиску. Презентацией проекта стали :

• Конкурс чтецов «Строки обожженные войной»;

• Акция «Кораблик Победы».

Успешная деятельность дошкольника - это универсальное условие целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного самосознания. Успех связан с эмоциональным переживанием, позволяющим, осознать свою сопричастность с миром, обретая онтологическое единство с ним. Успех «окрыляет», повышает уверенность в себе, активно стимулирует личностный рост.

Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:

• они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;

• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен в накоплении позитивного социального опыта дошкольника. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. Дошкольники становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Источники:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 г.

2. https://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1823

3. https://u19.edu35.ru/attachments/article/402/Социальные%20навыки%20дошкольников. doc

4. https://xn--4-9sbj4am4a.xn--p1ai/attachments/055_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%20%D0%A5%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%9C.%D0%92. pdf

5. https://50ds.ru/sport/673-detskaya-zhurnalistika-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html

Публикации по теме:

Детское коллекционирование как условие накопления социального опыта ребенка Мир детства существует как объективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают и проживают свой уникальный.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей» 1 слайд «Проектная деятельность в детском саду» «… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «… творчество.

Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду.Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду. Я работаю с детьми уже более 20 лет. Мне нравится с ними общаться, задавать каверзные вопросы. А они меня радуют своими ответами. Очень.

Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском садуОбобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду. Соколова Елена Сергеевна. Я очень люблю работать над проектами.

Обучающие игры — средство обогащения социального опыта детей средней группы .

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в ДОУ Введение Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование, позитивно воспринимает.

Проектная деятельность по реализации технологии социального партнерства с родителями «Наша дружная семья!» Тип проекта: долгосрочный (2 месяца март-апрель) Участники проекта: дети средней группы, родители, педагоги группы Цель проекта: познакомить.

Проектная деятельность в ДОУ. Работа с родителями. Из личного опыта. Проектная деятельность в ДОУ. Работа с родителями. Воспитатель: Сорокина Л. В. В связи с ведением ФГОС изменились требования к образовательно.

Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком Содержание развития опыта речевого общения дошкольников,.

Ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта «Поможем зайчику» Ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта «Поможем зайчику» Цель: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Проектная деятельность — Средство накопления позитивного социального опыта реализации собственных замыслов»
Опубликовано: 7 мая 2017 в 09:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД