Папки-передвижки

Консультация «Проектная деятельность — Средство накопления позитивного социального опыта реализации собственных замыслов»

Татьяна Шитикова
Консультация «Проектная деятельность — Средство накопления позитивного социального опыта реализации собственных замыслов»

Проектная деятельность — Средство накопления позитивного социального опыта реализации собственных замыслов

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Детей называют «почемучками», так как в дошкольном возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

Публикация «Консультация „Проектная деятельность — Средство накопления позитивного социального опыта реализации собственных замыслов“» размещена в разделах

Но в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо; не умеют замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах, самостоятельно планировать свои действия для достижения поставленной цели, брать на себя ответственность за конечный результат. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Общение является сложной, многогранной деятельностью и требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень социализации выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования социальных навыков с самого раннего детства.

Социальные навыки – это набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении всего жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с другими.

Социальные навыки, возможно, самые важные способности, которые могут понадобиться человеку в жизни. Хорошо развитые социальные навыки дают возможность завязывать знакомства с интересными людьми, добиваться той работы, которая нравится, укреплять личные отношения. И наоборот, отсутствие хороших навыков общения может привести к одиночеству, что способствует развитию тревожных состояний и возникновению депрессии.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить ребенка знаниями — на другие:

• создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

• формирование основ базовой культуры личности,

• всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

• подготовка к жизни в современном обществе,

• формирование предпосылок учебной деятельности,

• обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы.

Ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

На протяжении нескольких лет я активно внедряю проектный метод в свою практику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей могу объяснить его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе. Моей практикой доказано, что знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Проектная деятельность дошкольников хорошо вписалась в систему работы нашего дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое и способствует социальному развитию дошкольников, накоплению детьми сенсорного опыта, позволяющего уточнять представления и знания о свойствах предметов. Развивает познавательные способности, мышление, глазомер, координацию движений рук и глаз; совершенствует психические процессы, речь. Проектная деятельность – это и исследование, и экспериментирование, и умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть добывать новые знания.

Основы личности закладываются в раннем детстве. Дошкольный возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Социальное развитие детей происходит в результате целенаправленного воздействия через создание образовательного пространства группы: игровую, познавательную, трудовую, деятельность детей в ходе режимных моментов. В ходе реализации деятельности происходит освоение новых ролей и осмысление их значимости.

Так, для реализации проекта «Журналистом быть хочу» был оформлен пресс-центр с атрибутами для работы журналистов.

У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, автономность определяют развитие личности ребенка. Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей, «Я и общество» (усвоение основных векторов отношений между людьми и самоутверждение).

Творческий проект «Журналистом быть хочу» способствовал развитию коммуникативности и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада; созданию у детей чувства принадлежности к группе и закреплению положительных эмоций от общего, творческого дела; развитию жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решения.

Проект «Журналистом быть хочу» способствовал реализации социальной компетентности, дети в ходе издания газет высказывали свое мнение, старались учитывать пожелания других, подстраиваться под ситуацию. Дети получали удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с общим развивает инициативность. В процессе подготовки газеты дети приобрели способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное все это содействовало воспитанию ответственности – дети увидели уважение со стороны взрослого, что служит основой развития самосознания.

Знакомство с трудом взрослых имеет большое значение в формировании интегративных качеств ребенка. Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

В процессе проекта «Книга о маме» продолжалось знакомство детей с трудом взрослых, в частности с профессиями родителей (матерей) и местом их работы. Расширялись знания детей о различных профессиях, значимости их труда в обществе. Дети научились отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе. Совместно с родителями каждый ребенок подготовил страничку к книге «Профессия моей мамы». Созданный творческий продукт защищали перед детской аудиторией.

Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Так зародился проект «Моя малая Родина – мой Пыть-Ях». Ознакомление с родным городом служит средством не только воспитания патриотических чувств детей, но и расширения кругозора. Пыть-Ях – это малая Родина каждого воспитанника. Это и его дом, детский сад, улицы, памятные места, природа, известные люди. И здесь мы создали книгу «Мой любимый уголок родного города». Каждый воспитанник с удовольствием рассказывал сверстникам, почему ему нравится то или иной место в городе, или рассказывал, где они с семьей любят проводить свободное время. Во время проведения этого проекта мы с семьями воспитанников посетили городскую библиотеку и музей. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

Вызывать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов на основе ярких впечатлений и исторических фактов. Такие задачи решались в рамках проекта «Мы помним, мы гордимся!» Дети систематизировали представления о символике Российского государства, расширяли представления о Российской армии, о военных профессиях, о родах войск армии Российской Федерации, знакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику, возлагали цветы к обелиску. Презентацией проекта стали :

• Конкурс чтецов «Строки обожженные войной»;

• Акция «Кораблик Победы».

Успешная деятельность дошкольника - это универсальное условие целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного самосознания. Успех связан с эмоциональным переживанием, позволяющим, осознать свою сопричастность с миром, обретая онтологическое единство с ним. Успех «окрыляет», повышает уверенность в себе, активно стимулирует личностный рост.

Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:

• они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;

• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен в накоплении позитивного социального опыта дошкольника. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. Дошкольники становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Источники:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 г.

2. https://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1823

3. https://u19.edu35.ru/attachments/article/402/Социальные%20навыки%20дошкольников. doc

4. https://xn--4-9sbj4am4a.xn--p1ai/attachments/055_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%20%D0%A5%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%9C.%D0%92. pdf

5. https://50ds.ru/sport/673-detskaya-zhurnalistika-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html

Публикации по теме:

Детское коллекционирование как условие накопления социального опыта ребенка Мир детства существует как объективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают и проживают свой уникальный.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей» 1 слайд «Проектная деятельность в детском саду» «… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «… творчество.

Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду.Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду. Я работаю с детьми уже более 20 лет. Мне нравится с ними общаться, задавать каверзные вопросы. А они меня радуют своими ответами. Очень.

Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском садуОбобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду. Соколова Елена Сергеевна. Я очень люблю работать над проектами.

Обучающие игры — средство обогащения социального опыта детей средней группы .

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в ДОУ Введение Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование, позитивно воспринимает.

Проектная деятельность по реализации технологии социального партнерства с родителями «Наша дружная семья!» Тип проекта: долгосрочный (2 месяца март-апрель) Участники проекта: дети средней группы, родители, педагоги группы Цель проекта: познакомить.

Проектная деятельность в ДОУ. Работа с родителями. Из личного опыта. Проектная деятельность в ДОУ. Работа с родителями. Воспитатель: Сорокина Л. В. В связи с ведением ФГОС изменились требования к образовательно.

Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком Содержание развития опыта речевого общения дошкольников,.

Ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта «Поможем зайчику» Ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта «Поможем зайчику» Цель: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Проектная деятельность — Средство накопления позитивного социального опыта реализации собственных замыслов»
Опубликовано: 7 мая 2017 в 09:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД