МААМ-картинки

Консультация «Роль взрослого в развитии правильной речи детей»

Людмила Кустугильдинова
Консультация «Роль взрослого в развитии правильной речи детей»

Роль взрослого в развитии правильной речи детей.

Речь является чрезвычайно сложной и тонкой формой отражения в

человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по

выражению И. П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения».

Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и

формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим

Публикация «Консультация „Роль взрослого в развитии правильной речи детей“» размещена в разделах

средством всестороннего развития личности ребенка». (А. И. Сорокина).

Все это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Вот

почему в основную задачу детского сада (всестороннее развитие детей

дошкольного возраста) обязательно включается развитие полноценной речи у

ребенка. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему

высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать

действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут

формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его

поведение, следовательно, и его личность в целом.

Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического

воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок

слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует

говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния

задерживает развитие речи ребенка.

Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно.

Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это

бесполезно, что ребенок вырастет и сам научиться говорить.

Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре

лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так

они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным

произношением, но еще более закрепляют его детский лепет. Еще

Я. А. Каменский порицал родителей за потакания неправильностям детской

речи. К. Д. Ушинский также протестовал против слащавости речи взрослых с

маленькими детьми, против превращения их речи в забаву для взрослых.

Ошибочно думать, что фразами «пойдем тпруа» или «Лелечка бобо, она бах–

бах» мы вступаем в более интимные отношения с ребенком, развиваем его

ум. У маленьких детей это достигается «музыкой», интонацией слова, а не

звуковым составом его.

Даже среди воспитателей детских садов иногда встречается подобная

слабость к детскому лепету. Такая сентиментальность тем более не

допустима, что сами дети не любят, когда взрослые разговаривают с ними,

подражая их произношению. Но это не значит, что надо говорить с

маленькими детьми обязательно по-взрослому. Соответственно возрасту

закономерно приспособляться к речевым возможностям ребенка и

употреблять на ряду с обычными словами более легкие как-то: мяу, вау – вау,

бай-бай и т. п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными,

но доступными для подражания названиями (киса, боба и т. п.). Говорить же

трех- или четырехлетнему ребенку: дя-й вместо дай, масюсенький вместо

маленький, тпруа вместо гулять непозволительно. Возрастные особенности

речи ребенка могут закрепляться и даже расширятся под влиянием

несовершенной речи детского коллектива, в котором он живет, если члены

семьи и воспитатель не будут учить его правильной речи.

Так как речь ребенка развивается только через подражание, то в яслях,

домах малютки и детских садах, особенно в группах малышей, этому

развитию грозит большая задержка (бедность словаря, искаженность

произношения и пр.). Примеры этого нередки. Трудности подобного рода

вполне преодолеваются правильной организацией языковой культуры в

таких учреждениях, ведущая роль в которых принадлежит воспитателю. Чем

больше воспитатель (няня) разговаривает с детьми, чем лучше стимулирует

их к разговору, тем успешнее формируется их речь; чем чаще малыши

общаются с детьми старшего возраста (общие прогулки, игры и т. п., а также

со взрослыми, тем богаче становиться их речь.

Возможность говорить, общаться – это удевительный дар природы. И с

этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. Сензетивный

период речевой функции от 1 года до 8-9 лет. Именно в этом возрасте

необходимо показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать

лексическое чутье, нучить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильной

зависимостью от взрослых, так как именно с близкими ребенок встречается

чаще всего, и через них, начинает овладевать предметами и орудиями

деятельности. Именно поэтому я в своей работе стараюсь как можно больше

взаимодействовать с родителями.

Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок

перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение

речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Овладение ребенком речью находится в тесной взаимосвязи с его

умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений

ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с

художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые

темы, близкие и доступные для понимания, родители будут тем самым не

только расширять кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению им

правильной речи. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия,

чтобы он испытывал удовольствие от активного общения со взрослыми,

получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас,

учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и

слова.

Ниже приведены несколько советов родителям, которые озвучиваются на

родительских собраниях, а также в нашем клубе для родителей:

Советы родителям

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в

полной мере родителям необходимо соблюдать ряд условий.

• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не

перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал

должны соответствовать его возрасту.

• В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь,

звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о

выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте,

непременно объясните малышу.

• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также

уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит речевое

развитие ребенка.

• Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать

неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны

и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее — тактично

поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок

торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить

надо внятно, четко и не спеша.

• Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли

ему ваш ответ?

• Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни

можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем — беседы с

ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также

самостоятельные высказывания. Время записи —от 1 до 5-10 минут (в более

старшем возрасте, при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие

записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим

подарком для сына или дочери.

Используемая литература:

1. Новоторцева Н. В. «Развитие речи детей» - М. : Лайнер, 2005.

2. Сохин Ф. А. «Развитие речи детей дошкольного возраста» - М. :

Просвещение, 2004.

3. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей» - М. : Просвещение, 2005.

Публикации по теме:

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль взрослого в развитии правильной речи детей»
Опубликовано: 21 марта 2021 в 22:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД