Лучший педагог года

Консультация «Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС до»

Юлия Светличная
Консультация «Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС до»

Цель: Повышение эффективности образовательного процесса в ДОО на принципе признания каждого ребенка полноправным его участником.

Задачи:

• максимальное использование разнообразных видов совместной деятельности воспитателя и ребенка для успешного развития, более полного раскрытия возможностей и способностей, потенциала каждого ребенка;

• охрана и укрепление физического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка;

• обеспечение позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития. – слайд № 1

Публикация «Консультация „Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС до“» размещена в разделах

Совместная деятельность воспитателя с детьми – приоритетная модель организации образовательного процесса в дошкольной организации. Отличается наличием партнерской равноправной позиции взрослого и ребенка.

Планируется в соответствии с ФГОС ДО (пункты 3.1.; 3.6.): -

• «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений»;

• «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности»;

• «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности»;

• «возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)»;

• «развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направленияразвития и образования детей (далее – образовательные области)

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие».

Предлагаю вам методические рекомендации и практические примеры, как не нарушить требования ФГОС ДО, при организации совместной деятельности воспитателя и детей

Совместная деятельность – одно из требований ФГОС ДО, которое должны выполнять воспитатели и другие педагоги детского сада. Воспитатели должны решать образовательные задачи в совместной партнерской деятельности с детьми и создавать условия для свободной самостоятельной деятельности дошкольников.

Ребенок – это полноценный участник (субъект) образовательных отношений, поэтому образовательная деятельность должна строиться на основе взаимодействия взрослых с детьми. Кроме того, задача воспитателя поддерживать положительное, доброжелательное отношение детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом (ФГОС ДО, подп. 3, 4 п. 3.2.1).

Один из целевых ориентиров предусматривает, что на этапе завершения дошкольного образования «ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других» (ФГОС ДО, п. 4.6).

Наиболее типичная ошибка в совместной деятельности с детьми в ДОО – воспитатель выполняет то, что они могут сделать сами. Ошибки можно наблюдать и в проектной деятельности. Чаще всего проекты придумывают и реализуют воспитатели, а дети только выполняют разные задания. Однако настоящие детские проекты всегда инициируют сами дошкольники.

Рассмотрим конкретные примеры.

Пример 1:

Воспитатель организует совместную деятельность с детьми по оформлению коллективной работы «Осень в лесу». Дошкольники выполняют работу по образцу: составляют композицию.

Ошибки воспитателя:

• Руководит процессом, указывает детям, какую деталь, какого цвета, куда приклеить;

• Дети выполняют задание полностью по образцу, без возможности выбора материалов для оформления композиции.

Пример 2:

Во время прогулки воспитатель предлагает детям совместно понаблюдать за птицами. ,

Ошибки воспитателя:

• В процессе наблюдения воспитатель сам комментирует увиденное;

• Дети молча слушает рассказ воспитателя;

• Не задает наводящих на размышление вопросов; - слайд №2

Пример 3: Воспитатель организует с детьми экспериментальную деятельность в рамках темы «Волшебный песок»

Ошибки воспитателя:

• Все действия с материалами осуществляет взрослый, дети только наблюдают;

• Воспитатель задает вопросы «закрытого типа» - дети отвечают только «да» или «нет».

• Совместное обсуждение отсутствует.

• Выводы по результатам опытов делает сам воспитатель.

Пример 4:

Воспитатель проводит с детьми квест-игру «Загадочное путешествие на территории детского сада. Детям нужно следовать по карте, выполнять задания и найти «клад»

Ошибки воспитателя:

• Воспитатель ставит перед детьми проблему и сам же предлагает вариант как ее решить: «Чтобы найти клад, нам надо идти строго по карте»;

• Детская инициатива и самостоятельность отсутствует, взрослый на всех этапах игры указывает детям что делать. – слайд № 3

Пример 5

Воспитатели реализуют в группе совместный проект «История колокольчика»

Ошибки воспитателя:

• Проект инициируют не дети, а взрослые (например воспитатели увидели идею проекта в интернете, решили сделать подобное);

• При планировании проекта воспитатели не учитывают мнение детей (например подбирают материалы, которые интересны им самим);

• Основную часть проекта выполняют взрослые, а дети выступают в роли наблюдателей (например разглядывают готовую подборку колокольчиков, а не делают ее сами, слушают рассказы педагога, а не составляют их дома с родителями) - слайд № 4

Чтобы воспитатели не допускали этих ошибок, давайте рассмотрим что такое совместная деятельность и с помощью каких методов и форм работы ее можно организовать.

Что такое совместная деятельность?

Совместная партнерская деятельность воспитателя и ребенка – оптимальная форма сотрудничества. Что значит быть партнером детей? Взрослый-партнер находится рядом (вместе) в едином пространстве (например, воспитатель сидит с дошкольниками за общим столом, уважает их мнение, в общении предпочитает диалог, предоставляет свободу выбора (партнера, деятельности, материала).

Четыре компонента совместной деятельности

1. Общая цель

Совместное выполнение задания, игра или проект.

2. Общий мотив

Всегда объединяет усилия партнеров, приводит их к сотрудничеству.

3. Совместные действия

Направлены на то, чтобы достичь общую цель. Вначале необходимо понять цель, распределить самостоятельные и совместные действия, определить очередность этих действий, уточнить и скорректировать.

4. Общий результат

Завершающий этап совместной деятельности, который объединяет всех участников. Он позволяет оценить индивидуальные и совместные действия на основе полученного результата

Слайд № 5

В ходе совместной деятельности воспитателя с ребенком устанавливается деловое сотрудничество, налаживается эмоциональный контакт, активизируется речевое взаимодействие. Ребенок становится полноправным участником процесса.

В основу организации партнерской деятельности взрослого с детьми входит:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

В совместной партнерской деятельности активность и самостоятельность ребенка сочетается с руководящей ролью педагога. Но в отличие от традиционных методов образования, здесь исключается педагогическое давление на ребенка. Взаимодействие строится на основе мотивации, без принуждения.

Ведущей единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка.

В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Совместная деятельность воспитателя с родителями «Одень куклу по сезону»Совместная деятельность воспитателя с родителями «Одень куклу по сезону» ГБДОУ детский сад N-25 Калининского района Воспитатель:Любавская Ольга Николаевна Группа раннего возраста (1-1.5г.) «Гномики".

Интегрированная совместная образовательная деятельность воспитателя и тифлопедагога «Водные обитатели» .

Консультация «Основные требования к речи воспитателя» Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания.

Совместная деятельность воспитателя и детей по оформлению приглашения на родительское собрание в подготовительной группеСовместная деятельность воспитателя и детей по оформлению приглашения на родительское собрание в подготовительной группе .

Совместная деятельность воспитателя с детьми «День космонавтики»Совместная деятельность воспитателя с детьми «День космонавтики» Задачи: дать детям элементарные представления о первом космонавте, о Солнечной системе. Развивать внимание, память, любознательность. В.

Видео «Совместная деятельность воспитателя с детьми по воспитанию у детей эмоциональной отзывчивости» Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из.

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Светлая Пасха» в средней группеСовместная деятельность воспитателя с детьми «Светлая Пасха» в средней группе Цель. Продолжать знакомить детей с историей своей страны, традициями, праздниками: дать элементарные знания о православном празднике Пасха.

Совместная игровая образовательная деятельность воспитателя и детей младшего дошкольного возраста по пожарной безопасностиСовместная игровая образовательная деятельность воспитателя и детей младшего дошкольного возраста по пожарной безопасности Конспект игровой образовательной деятельности в младшей группе № 7 «Бэмби» «Спички – это не игрушки!» Воспитатель Клеткина Н. Н. Цель:.

Совместная трудовая деятельность воспитателя и детей в огородеСовместная трудовая деятельность воспитателя и детей в огороде Ребята,сегодня мы будем высаживать рассаду капусты и помидора на нашем огороде. Я вам покажу как это делать. Сначала делаем углубления. Затем.

Требования к воспитателю, осуществляющему свою деятельность в соответствии с ФГОС  Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС до»
Опубликовано: 11 ноября 2019 в 15:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД