Приложение МААМ

Консультация «Учимся правильно дышать»

Альбина Гетт
Консультация «Учимся правильно дышать»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация «Учимся правильно дышать»

Мне, логопеду, приходится работать по исправлению произношения звуков, слов.

Неправильное произношение их в речи лишает её выразительности. Основные ошибки, которые допускают дети, неправильное дыхание.

Начинающему логопеду необходимо знать хотя бы основные моменты процесса дыхания и образования звуков речи.

Публикация «Консультация „Учимся правильно дышать“» размещена в разделах

Основной орган дыхания - л е г к и е. Кроме того, в процессе дыхания участвуют дыхательные пути, которые соединяют легкие с наружным воздухом, грудная клетка (точнее, межреберные мышцы, грудобрюшная преграда (диафрагма) и косые мышцы живота (брюшной пресс).

В спокойном состоянии естественный, не управляемый нами процесс дыхания состоит из трех ритмически повторяющихся моментов: вдоха, выдоха и паузы (покоя, отдыха мышц).

Поскольку речь и чтение происходят на выдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и речевого голоса.

Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время разговора и чтения в легких всегда был некоторый запас воздуха, достаточный для создания струи выдоха, способной вызвать вибрацию голосовых связок.

Не менее вреден и излишек воздуха в легких. Если при вдохе в легкие набрано максимально возможное количество воздуха (очень распространенная ошибка, то удержать его трудно, особенно если мышцы еще недостаточно натренированы.

Суть постановки дыхания заключается не в умении набирать возможно больший запас воздуха при вдохе, а в умении нормальный, оптимальный запас его расходовать рационально. Это значит, что мышцы, участвующие в дыхании, не должны сразу после вдоха пассивно расслабляться. Постановка дыхания – процесс сложный, требующий длительного времени и руководства специалиста.

Последовательность работы по постановке дыхания:

Упражнения на выработку умения управлять выдохом (тренировка равномерного выдоха)

Упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхании.

Упражнения на удлинение выдоха:

а) выдох на звуке (ф, ш, с, р, счет про себя;

б) выдох на повторении слога (ма, мо, му; да, до, ду);

в) выдох на повторении слова, близкого к использованному в предыдущих упражнениях слогу (мама, дуда и т. п.)

г) выдох на счете вслух;

д) упражнения на произнесение в два приема (с добором воздуха на паузе) двучленных пословиц и поговорок;

е) упражнения на чтение одной, двух, трех и четырех стихотворных строк на одном выдохе;

ж) упражнения на чтение нескольких стихотворных строк разной величины на одном выдохе;

з) упражнения на чтение небольшого (3-4 строки) абзаца прозаического текста на одном выдохе;

и) упражнения на чтение одной, двух, трех и т. д. стихотворных строк с большим количеством слогов (типа гекзаметра) на одном выдохе.

Упражнения 1 и 2 вырабатывают умение управлять работой мышц, участвующих в дыхании, а их дальнейшее укрепление и собственно тренировка достигаются в ходе выполнения системы упражнений 3.

Практические задания к теме “ Дыхание”

Тренинг № 1. Проверив, полностью ли свободно и покойно вы себя чувствуете, сделайте активный, плотный выдох на п – ф – ф – ф … Следите за равномерностью и управляемостью выдоха : не выпускайте воздух, не давайте ему выходить, а пропускайте, процеживайте его через активные, упругие губы. Стремитесь к тому. Чтобы сила выдоха была постоянной, для чего важно не выдохнуть большую часть запаса воздуха из легких в самом начале, т. е. не дать мышцам сразу же расслабиться.

Не тратьте на выдох весь запас воздуха, не выдувайте его через силу. Как только почувствуете, что для продолжения выдоха нужно прилагать дополнительные усилия, прекращайте его.

Не торопитесь сделать новый вдох, подождите, пока захочется вдохнуть. Вдохнув (только через нос, на секунду задержите дыхание, замрите в этом положении, затем снова упруго, плотно выдохните на п – ф –ф –ф …

Тренинг № 2. Выдохните на п – ф – ф. Сделайте вдох на счет от одного до пяти таким образом, чтобы на счет 1 – 3 набрать воздух с помощью диафрагмы, на счет 4 добрать воздух с помощью расширения ребер, а на счет 5 подтянуть косые мышцы живота (принять положение “ смирно” - подтянуть живот).

После секундной фиксирующей задержки – выдох на п – ф.

Не стремитесь вдохнуть много воздуха, следите за тем, чтобы вдох был равномерным, плавным, без толчков. Толчкообразно происходит только сокращение косых мышц живота (на счет 5, но в это время вдох уже закончен. Толчок этот нужен лишь для того, чтобы воздух попал в верхушки легких и проветривал их.

Схема упражнения:

а) выдох на п – ф; б) пауза; в) вдох на счете – 1,2,3 – диафрагма, 4 – межреберные мышцы, 5 – косые мышцы живота; г) задержка; д) выдох на п – ф.

Тренинг № 3. После того как на предыдущих упражнениях добьетесь подчинения вашей воле мышц, участвующих в дыхании, упражнение из № 2 можно варьировать по той же схеме следующим образом:

а) выдох на п – ф;

б) пауза;

в) вдох на счете – 1,2,3 – диафрагма, 4 – межреберные мышцы, 5 – косые мышцы живота;

г) задержка на счете – 6, 7. д) выдох на звуке ф, или с, или ш, или р, или м.

Тренинг № 4. Добившись активной и продуктивной работы мышц, можно перейти к освоению вдоха, достаточно глубокого, но короткого.

Поэтому схема последующих упражнений будет выглядеть так:

а) выдох на п – ф;

б) пауза; в) вдох (короткий, на счет “раз”);

г) задержка (тоже короткая, на счет “ два”);

д) выдох на произнесении слогов ма, мо, му; да, до, ду и т. п.

Тренинг № 5. Чтение пословиц и поговорок с расчленением их на две части.

После выхода на п-ф и паузы сделайте короткий вдох и прочитайте первую часть пословицы или поговорки; после этого снова короткий вдох и чтение второй части. Если в легких остался значительный запас воздуха, сделайте вывод на п-ф и после паузы, вдоха и задержки на “раз” прочитайте пословицу в одном выдохе целиком. Если после чтения второй части пословицы потребности в выдохе не ощущается, сразу делай короткий вдох и после задержки читайте пословицу целиком.

Где цветок, там и медок.

Кончил дело – гуляй смело.

Ум хорошо, а два лучше.

Тренинг №6. Чтение пословиц и поговорок на одном выдохе.

После выхода на п-ф, паузы, вдоха и задержки на “раз” читайте пословицу целиком. Затем снова вдох, задержка и чтение пословицы (той же или следующей, если чтение предыдущей не вызывает никаких трудностей). В случае затруднений читайте сначала по частям, а потом целиком.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Тренинг №7. Чтение предложения на одном выдохе.

Выполняется аналогично предыдущему заданию. В случае затруднения на середине предложения можно также делать добор дыхания; в доборе воздуха участвует только диафрагма.

Да здравствует солнце лучистое, да полотенце пушистое

Тренинг №8. Чтение стихотворной строки на одном выдохе.

После обычного выдоха на п – ф, паузы, короткого вдоха и задержки на “раз” читайте строку стихотворения, делайте добор дыхания и читайте следующую строку. После каждых четырех строк делайте полноценный вдох. Если после четвертой строки в легких остался излишек воздуха, сначала сбросьте его на п – ф, а потом делайте вдох межреберными мышцами и диафрагмой одновременно.

После построчного чтения прочитайте выразительно стихотворение целиком.

Тренинг №9. Чтение прозаического текста по предложениям. Выполняется аналогично предыдущему заданию, только на одном выдохе читается предложение, а после добора воздуха – следующее. После чтения всего отрывка (и удаления излишка воздуха из легких на п – ф) сделайте полноценный вдох. Самые большие предложения в тексте отрывка сначала прочитайте по частям (пауза для добора дыхания отмечена вертикальной чертой, а затем целиком.

В деревнях всюду появились большие стаи грачей. Зиму грачи провели на юге. Они очень спешили на родину / и в хорошую погоду делали перелеты по сотне километров в день. В пути их настигла сильная метель. Десятки, сотни слабых птиц выбились из сил и погибли в пути.

Сначала прочитайте текст про себя, а потом вслух. Предложения, состоящие из двух частей, разделенных тире, читайте сначала по частям, а затем целиком. Прочитав по предложениям, читайте выразительно всю сказку.

Тренинг №10. Чтение двух стихотворных строк на одном выдохе. Добор воздуха делается после каждых двух строк. После каждых восьми строк – сброс излишка воздуха и обычный вдох.

Чтение поочередно двух и трех стихотворных строк на одном выдохе.

На паузе - / - делается добор воздуха, на более длительной паузе - // - (после каждых пяти строк) делается вдох.

Ласточки пропали,

А вчера с зарей

Все грачи летали /

Да как сеть мелькали

Вон над той горой. //

С вечера все спится,

На дворе темно, /

Лист сухой валится, Ночью ветер злится

Да стучит в окно… //

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад! /

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят. // (Фет. Осень.)

Тренинг №11. Чтение возрастающего количества строк стиха на одном выдохе.

После каждой части, отделенной паузой, сбрасывайте излишек воздуха (при его наличии) и делайте вдох. Вот дом,

Который построил Джек. /

А это пшеница,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек. /

А это веселая птица – синица,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек,/

Тренинг №12. Чтение абзаца прозаического текста на одном выдохе.

После каждого абзаца делайте вдох. При наличии излишка воздуха предварительно сбросьте его на п – ф.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: “ Сломайте!”

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

- Так – то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит.

(Л. Толстой. Отец и сыновья.)

Последовательное чтение одной, двух и т. д. стихотворных строк большого размера на одном выдохе.

При чтении стихотворения после каждой строки делайте добор воздуха, а после четырех – вдох. Затем прочитайте стихотворение, делая добор воздуха в середине (после двух строк, а в конце – вдох. Сделав добор воздуха после первой строки, прочитайте на одном выдохе оставшиеся три, потом – вдох и прочитайте на одном выдохе все четыре строки.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Учимся чистить зубы правильно»Дидактическая игра «Учимся чистить зубы правильно» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическую игру "Учимся чистить зубы правильно". Образовательная область: “Физическое.

Консультация «Давайте дышать правильно» Консультация для родителей и педагогов Проблема оздоровления детей будет всегда стоять остро, это связано с трендом ухудшения здоровья.

Консультация для родителей «Чтобы правильно дышать» В далеком прошлом, люди говорили: «Пока дышу – надеюсь». Дыхание – это одно из самых основных проявлений жизни организма. Особое место занимает.

Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка»Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка» Хвалить детей надо обязательно для того, чтобы вселять в них уверенность, поощрять за хорошие поступки, заслуги, например, в освоении знаний,.

Консультация для родителей «Как правильно играть с ребенком 2–3 лет»Консультация для родителей «Как правильно играть с ребенком 2–3 лет» Немаловажную роль в воспитании играют совместные игры детей с родителями. И от того, как мы их будем воспитывать и сколько любви в них.

Консультация для родителей «Как правильно одеть ребёнка летом?»Консультация для родителей «Как правильно одеть ребёнка летом?» Лето - благоприятная пора для закаливания, прогулок, подвижных игр на свежем воздухе, наблюдений за окружающей природой. Очень важно продумать.

Консультация для родителей «Как правильно закаливать ребёнка»Консультация для родителей «Как правильно закаливать ребёнка» Все родители без исключения хотят, чтобы их дети росли крепкими и здоровыми, а для этого детей надо закаливать. Что же даёт закаливание?.

Консультация «Как правильно держать ложку?»Консультация «Как правильно держать ложку?» Выполнила: О. И. ПетроваКак правильно держать ложку? Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам, как научить ребенка-дошкольника.

Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно»Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно» Я работаю в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В своей работе часто использую различные дидактические игры, которые делаю сама.

Лэпбук «Учимся говорить правильно»Лэпбук «Учимся говорить правильно» Лэпбук «Учимся говорить правильно" – папка, в которой собраны игры по развитию речи для детей средней группы. Страница 1 Дидактическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Учимся правильно дышать»
Опубликовано: 5 ноября 2021 в 16:34
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Учимся правильно дышать»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Гетт (УИ 256110) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД