Папки-передвижки

Консультация «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста»

Махруткина Оксана
Консультация «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших проблем. Во-первых, формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Во-вторых, для овладения детьми чтением, письмом и счётом необходим достаточный уровень овладения лексической системой языка. В-третьих, словарный запас оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.

Публикация «Консультация „Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, необходимо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него.

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Например, потешки и колыбельные песни - бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова («котя», «котенька», «коток»). Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.

А сказки? Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. В повествовании сказок часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

Особое значение для развития речи дошкольника имеет загадка.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на развитие словаря детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться», ребёнок осознаё т и другие: действует механизм («идут часы», льёт дождь («идёт дождь»).

Таким образом, художественная литература имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения их речи. Перед дошкольным учреждением стоит увлекательная задача – заложить семена любви и уважения к книге, к художественному слову.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Список художественной литературы для чтения по лексической теме «Времена года» с детьми дошкольного возраста Осень А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад». А. Майков «Осенние листья по ветру кружат». А. Плещеев «Осенью». А. Пушкин.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 31 марта 2020 в 19:13
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Махруткина Оксана (УИ 923833) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД